"О соотношении китайской и индийской алхимии много писал М.Элиаде (1958). Индийские алхимические тексты (типа "Расанар-навы"), также как и трактаты последователей хатха-йоги, тесно связанные с тантрическими традициями ("Шива Самхита", "Гхеранда Самхита", "Хатха-йога прадипика") говорят о "неразрушимом теле" (сиддха деха), то есть о теле адепта. Фактически идеал легендарных индийских чудотворцев - сиддхов и натхов - заключался не только в обретении духовной свободы, но также и совершенного здоровья (агара) и бессмертия (амара). Легенды об этих святых подчеркивают их победу над смертью благодаря йоге и алхимии. Небольшой трактат "Йогавиджа" делит людские тела на "незрелые" (апаква) и зрелые (паква). Последние обретаются благодаря йоге и потому называются "йогическими телами" (йога деха). Иными словами, здесь явно используется преимущественно алхимический мотив "зрелых" и "незрелых" металлов, которым в данном случае уподобляются человеческие тела.
В древней Индии, как и в Китае, практиковались дыхательные упражнения, сексуальная практика (воздержание от эякуляции) и алхимия ради обретения здоровья, долголетия и бессмертия. В Индии первые упоминания об алхимии (вера в возможность трансмутации металлов в золото посредством снадобий и молитв, изготовление эликсиров, алхимическое использование ртути, употребление "жидкого золота" для продления жизни и т.п.) относятся к 3 в. н.э., а систематически алхимические концепции излагаются еще позднее, в частности, в трактатах школы "колесница ртути" (расаяна), хотя отождествление золота и бессмертия возникает еще во времена ранней брахманической прозы (см. "Шатапатха брахмана", датируемая 7-м в. до н.э.).
Однако в целом алхимия никогда не играла в Индии той роли, что в Китае, хотя возможность взаимовлияния индийской и китайской алхимии отнюдь не исключена. В частности, алхимия Тамилнада, поддерживавшего в 7-8 вв. тесные связи с Китаем, прослеживается несвойственное для Индии разделение веществ на мужские и женские (Феллиоза, М., 1969). Вместе с тем во многих даосских текстах алхимического характера можно обнаружить влияние индийского тантризма. Элементы тантрического влияния отмечаются и в более поздних текстах по внутренней алхимии (Уэлч. Х.Х., 1969-1970 гг.)"