Оригинал взят у
nikkori в
Фумико Мотоя: Золушка с характеромКто эта бабушка? Её, как и
Тэцуко Куроянаги, тоже точно видели все живущие в Японии.
Фотография дамы красуется на каждом здании из более 130 собственных гостиниц компании APA HOTEL. Эта сеть располагает свои отели во всех крупных городах страны у ключевых железнодорожных станций. В каждом рекламном проспекте, памфлете, в каждой брошюре, в фойе отеля, а во многих из гостиниц фотографии дамы украшают еще и комнаты постояльцев. Жить в Японии и не видеть это лицо практически невозможно!
Я раньше считала, что это наверняка чья-то самовлюблённая жена и дочь, избалованная богатая мадам, которая не знала, как ещё себя восхвалить, кроме как украсив собой всё, до чего руки достают. Но это отнюдь не так.
Мотоя Фумико (元谷芙美子, Мотоя - фамилия по мужу, Фумико - личное имя, урождённая Фумико Нисикава), генеральный директор APA HOTEL, родилась 8 июля 1947 г. в г. Фукуи. Из-за нехватки питания для матери во время беременности, девочка родилась с катастрофически низким весом, слабая, с сильными судорогами. Родители и вся родня решили, что малышка не выживет, уже купили гробик, заказали поминальную службу. Но ребёнок выжил.В 1948 г. девочка феноменально спаслась при Великом землетрясении Фукуи. Землетрясение в 7.1 балла по шкале Рихтера сравняло дом с землей. Годовалую девочку защитил домашний буддийский алтарь, шкафчик упал на спящего ребёнка открытыми дверцами вниз и сработал как защитный купол.
Девочка была бойкая, энергичная, папа её часто сожалел, что не мальчик, мол, далеко пробилась бы. В первый день в школе малышка красовалась в берете, сшитом и украшенном мамой. Учитель грозно потребовал в классе берет снять. Фумико-тян ответила: "Сэнсэй, леди имеет право не снимать в помещении головной убор". Сэнсэю пришлось апеллировать к авторитетному мнению мамы, ибо грозного вида учителя для убеждения девочки оказалось недостаточно. В дальнейшем оказалось, что у Фумико прекрасные способности к обучению, она закончила самую престижную государственную старшую школу в префектуре, собиралась поступить в университет и стать учителем. Но отец Фумико, работавший в типографии, получил отравление свинцом, и его болезнь изменила всё. От планов на высшее образование пришлось отказаться, чтобы помогать семье финансово, девушка устроилась в маленький провинциальный банк. И на очередном собрании профсоюза работников региональных банков Фумико познакомилась с Мотоя Тосио, служащим другого небольшого банка. "Он был в солнечных очках и костюме, я посмотрела на него и подумала: "Что ЭТО такое?!" Но я быстро поняла, что на самом деле он потрясающий". Молодые люди начали встречаться, хотя Фумико очень переживала: она была старшей дочерью в семье без сына-наследника, с детства её готовили к тому, чтобы найти мужа, готового принять её фамилию и продолжить род. А Тосио Мотоя сам был старшим сыном в семье, рано потерявшей отца, и исполнял обязанности главы дома. К счастью, всё сложилось удачно, одна из младших сестёр Фумико добровольно приняла на себя обязанности сестры по наследованию дома, заботе о пожилых родителях и продолжению фамилии, и молодые люди поженились.
В 1971 г. Фумико ждала первого ребёнка, а муж её уволился из банка, чтобы открыть собственную строительную компанию. Изначально собственного капитала у пары не было, и Тосио Мотоя опирался на свой родной банк, в котором проработал с окончания школы, занимал неплохую должность и имел безукоризненную репутацию. Банк не только одолжил денег на открытие фирмы, но и согласился предоставить клиентам революционный продукт своего времени: ипотечный кредит, сразу включённый в пакет услуг строительства дома. Сейчас это не кажется выдающимся ходом, но в начале 1970-х банки в Японии ещё не сотрудничали повсеместно со строительной сферой. Ныне это маленькое строительное предприятие, зависимое от банка и личных связей господина Мотоя, выросло в гигантскую корпорацию APA Group, которой принадлежит пара десятков компаний, занимающихся строительством, ремонтом, коммуникациями, ресторанным и гостиничным бизнесом. Но путь был долгим и непростым. Фумико-сан помогала мужу во время беременности, и почти сразу после рождения ребёнка поручила его и домашнее хозяйство свекрови - муж не мог обойтись без её помощи. Фумико числилась штатным работником компании, работала наравне с мужем в бешеном ритме, выполняла любые поручения и получала около 35 тысяч иен в месяц - для сравнения, средняя зарплата служащего фирмы в 1971 г. составляла около 83 тысяч иен. При этом ей приходилось постоянно сталкиваться с негативным отношением окружающих: даже сейчас работающая мама для Японии не является само собой разумеющимся. А в эпоху профессиональных домохозяек ей регулярно выслушивать лекции, о том, какая она ужасная жена и мать. Некоторые коллеги-мужчины отказывались принимать женщину в коллективе, требовали отстранить её, "вернуть мать детям", Фумико защищал муж. Тосио Мотоя стоял на принципиальной позиции, что его жена является самым важным и незаменимым сотрудником, кто не сможет жить с этим дальше - может увольняться. И действительно увольнялись! Настолько непросто было японским служащим свыкнуться с замужней женщиной-коллегой и руководителем. "Наверное, честно будет признаться, что мне всегда было интереснее работать, чем три раза в день готовить горячее... Я ничего не могла поделать, мне хотелось бежать и бежать на работу, там было весело, там было интересно, там бурлила кровь в жилах и колотилось сердце в груди. Наверное, дело в моём характере - мне всегда очень нравилось общаться с людьми".
Фотографий в молодости очень мало.
1970 г., новобрачные поехали в поход в горы.
1978 г., с мужем и сыновьями.
1988 г., первая заграничная поездка в Австралию.
Послушаешь воспоминания госпожи Мотоя - становится страшно. С утра отвезти детей в сад, потом поехать на работу. Поскольку клиенты часто требовали подъехать поговорить ещё раз, вечером, нужно вернуться в офис, заняться бумажной работой. Потом забрать детей из сада, приготовить ужин, поесть всем вместе. И побежать работать дальше! Если японская домохозяйка выбирала дом и уточняла детали проекта, то решающее финансовое слово все равно оказывалось за её мужем, а мужья по японской традиции сверхурочных работ возвращались не раньше десяти вечера, а частенько и позже. Вот хозяин чайного домика, в принципе, готов заказать строительство нового помещения, но не может принять решение без самой популярной гейши в его чайном домике. А рабочий день гейши заканчивается после полуночи, и она бы хотела лично увидеть модель-пример строительства, да, прямо сейчас, после работы - и контракт подписан в 5 утра. Вернуться домой, приготовить завтрак детям. И снова по кругу!
APA GROUP пережила многое: и попытку рейдерского захвата с участием всех ключевых специалистов-архитекторов, и последствия нефтяного кризиса 1973 г., в результате которого стремительно выросли цены на стройматериалы, и компания оказалась перед выбором: работать в тяжёлый убыток, но выполнить обязательства по уже заключённым контрактам, или пересмотреть условия контрактов/расторгнуть их, но потерять репутацию на рынке. Чутьё Тосио Мотоя выводило его из всех сложных ситуаций, фирма сравнительно бодро пережила крах японского экономического мыльного пузыря, супруги предвидели скорый конец бума недвижимости и успели распродать значительную часть активов по хорошим ценам. Потом, когда тысячи предприятий банкротились и распродавали всё за гроши, корпорация задёшево покупала участки земли и здания в стратегически важных точках на перспективу, справедливо рассудив, что рано или поздно ситуация стабилизируется, и удачно расположенные участки земли отыграют своё.
Официально сейчас Фумико-сан числится генеральным директором APA HOTEL (эта компания приносит четверть всей прибыли APA GROUP) и выполняет роль своеобразного "талисмана". Рекламным слоганом отелей с 1994 г. является фраза: 私が社長です! - "Я - директор!". И, конечно, фирменные фотографии госпожи Мотоя. Они везде. Реально везде.
В каждой префектуре, в практически каждом мало-мальски крупном городе есть отель этой сети. На каждом отеле красуется снаружи фотография диерктора. Продается фирменное карри от отелей APA с фотографией пожилой дамы, быстрорастворимая лапша, минеральная вода...
В общем, она действительно своего рода маскот. Идея, кстати, принадлежала не самой Фумико-сан. Через 10 лет после основания гостиничного бизнеса, как раз после краха экономического пузыря, Тосио Мотоя решил, что ставку в развитии новой сети отелей стоит сделать на командировочных сотрудников компаний в будние дни и туристов, в основном, семьи и пары, в выходные. Что важно для этой целевой аудитории? Низкие цены, удобное расположение рядом со станциями метро и железных дорог, а также безопасность. Нужно было создать образ, ассоциирующийся с чистотой, порядком и благонадёжностью. И женщина-руководитель идеально подходила для создания этого образа. Фумико-сан на каждом углу возвещала, что является директором сети отелей, и клиентам было, скажем так, очевиднее, что здесь будет тишина и чисто убранный номер, а не весёлый love-hotel. APA HOTEL расшифровывает своё название клиентам как Always Pleasant Amenity Hotel, "Отель со всеми возможными удобствами". Гостиницы сети предлагали своим постояльцам приятные бесплатные мелочи, включая обязательного бумажного журавлика, положенного на халатики для постояльцев, приготовленные в каждом номере. Все эти мелочи также ассоциировались с женской рукой, уютом и заботой.
Был разработан фирменный образ в костюме с короткой юбкой и в шляпке. "У меня около 230 шляпок. Шляпка очень удачно отражала красоту и достоинство, необходимые для образа женщины-руководителя. Сейчас я предпочитаю более спокойную одежду, но первые несколько лет я изо всех сил старалась запомниться в рекламе и выбирала как можно более заметные, яркие и пёстрые наряды".
"Для Европы или Америки это был обычный маркетинговый ход, но когда моя фотография со словами "Я - директор!" появилась на первой полосе ведущей экономической газеты страны, для Японии это было что-то абсолютно новое". "За рубежом практика использования лица руководителя в качестве рекламы довольно широко распространена. Во-первых, это повышает узнаваемость бренда, а во-вторых, руководитель, не боящийся показать себя, ясно показывает, что ответственности он тоже не боится".
Широкомасштабная рекламная кампания далеко не всеми воспринималась на ура. Сотни людей писали письма и звонили в центральный офис компании, прося или прекратить эту ужасную рекламу, или сменить модель. Многие восприняли женщину-директора как некоего придуманного персонажа. Известные модели предлагали сети свои услуги, в открытую говоря, мол, странную вы выбрали модель, ребята, такая разве что извращенцев привлечёт, а давайте лучше я, недорого возьму. Старший сын пары на лекции в университете услышал от крупного специалиста по рекламе, что это худшая реклама года: и модель страшненькая, и легенда неправдоподобная. "Я никогда не думала, что вся эта шумиха вокруг рекламной кампании означает неудачу. Наоборот, это же огромный шанс! Ежедневное обсуждение, включая осуждение и негатив, определенно привлекло огромное внимание к APA HOTEL... За счет этого компания одним рывком стала знаменитой!" Фумико-сан на каждое письмо отвечала благодарностью "Спасибо, что обратили внимание, уж простите за непривлекательное лицо, но директор действительно я". А Тосио-сан придумал особо возмущённым ещё и присылать купоны на одну бесплатную ночёвку. И с завидным упорством пара продолжала продвигать свою сеть и образ её директора. Чего стоила только последовавшая кампания, в рамках которой любой человек, распечатавший портрет Мотоя Фумико с сайта APA, получал 10-процентную скидку на использование услуг сети!
Именно сеть гостиниц APA первой стала предлагать постояльцам серьёзные накопительные скидки и одной из первых ввела онлайн-бронирование номеров. Точных цифр о их доходах не обнародовано, но о том, что всё неплохо, свидетельствует хотя бы тот факт, что за последних 30 лет ни один сотрудник не был уволен по сокращению штатов. Редкое сейчас явление в японских реалиях.
"Обо мне часто говорили: замужняя женщина, что она может понимать в гостиничном бизнесе, какой она директор, так, украшение. Наполовину слухи были верны: я действительно приняла бизнес от своего мужа, Мотоя Тосио. Но это не означает, что я ничего не знаю!"
До начала 2000-х годов госпожа Мотоя сама работала в одном из отелей АРА в г. Канадзава в качестве... горничной. Одевалась в униформу и, никем не узнаваемая, бегала по этажам, выполняя мелкие поручения постояльцев: подай, принеси, вымой посуду, выброси мусор. "На это есть разные причины. Чтобы помещаться в униформу между 9 и 11 размеров, приходится поддерживать стабильный вес. Когда работаешь наравне с молодёжью, чувствуешь себя моложе. И, конечно, самое главное, в качестве простого сотрудника я могу гораздо больше узнать о нуждах своих клиентов, чем в качестве директора... Так что я - директор, регулярно моющий за постояльцами чашки". На самом деле, многие приятные мелочи в обслуживании родились именно из личного опыта Фумико-сан. Постояльцы часто просили авторучку - во все номера начали закупать письменные принадлежности. Постояльцы спрашивали дорогу до достопримечательностей - во всех отелях появилась стойка с картами, туристическими брошюрами и проспектами. Сейчас это уже почти стандарт для японских гостиниц!
"У нас же в этом году серебряная свадьба?" - спросил господин Мотоя у жены однажды. "Ты такая молодец, так стараешься, я хотел тебе преподнести подарок покрупнее, юбилей же". Фумико-сан начала перебирать в уме: "Бриллиант или изумруд размеров с кулак? Жемчужина размером со страусиное яйцо? Это же нужно будет как-то в колье ещё оформить... Тяжёлое будет, плечи отвалятся". Супруг продолжил: "Мы построим первый отель в столице. Это подарок на годовщину свадьбы, но не забывай о расходах на строительство, возвращать кредит банку будешь ты". Сеть отелей APA изначально работала в регионах и не решалась состаить конкуренцию столичным гостиницам, а Фумико-сан мечтала о выходе на более высокий уровень. "В одно мгновенье у меня за спиной распустились розы. У меня засверкали глаза, я словно бы превратилась в маленькую девочку, готовую разрыдаться от счастья... Это вам не сверкающее колечко, это совсем другая стоимость, другое количество нулей в сумме. Какой же умничка у меня муж!"
С мужем. Господин Тосио Мотоя является эссеистом, дружит с политиками, связан с военными и находящимся сейчас у власти правым крылом.
"Я никогда не обращалась к супругу с какими-то уменьшительными именами или обращениями. На работе всегда "господин представительный директор", дома "папа" (обычная практика в японских семьях старшего поколения, после рождения ребёнка супруги называют друг друга не по именам, а "папа" и "мама")".
С супругом и
Дэви Сукарно.
У Фумико-сан и ее супруга двое сыновей, оба работают вместе с родителями, есть внуки. Детям пришлось рано стать самостоятельными, госпожа Мотоя вспоминает, что детсадовскую форму сыновья стирали сами, равно как и собирали свои сумки. Впрочем, отношения с мамой у взрослых детей довольно хорошие. Фумико-сан утверждает, что в то немногое время, которое она могла проводить с детьми, она старалась концентрироваться именно на них, а не на домашней работе или чём-то подобном. Мама как можно больше обнимала, целовала, гладила сыновей - что, в целом, не особенно характерно для японской культуры; когда днём на работе выдавалась свободная минутка, госпожа Мотоя писала детям письма, чтобы отдать положить их утром на подушки спящих сыновей, на случай, если времени хорошо поговорить опять не представится.
В 2012 г. Тосио Мотоя оказался на втором месте по всей Японии по величине официального дохода - 3,3 миллиарда иен, около 30 миллионов долларов в год. У самой Фумико-сан "всего-то" 500 млн иен в год, около 5 миллионов долларов.
Одна из особенностей менеджмента отелей госпожи Мотоя - она старается назначать управленцами гостиниц женщин. "Поймите меня правильно, не то, чтобы я была против законодательного равенства мужчин и женщин. При приёме на работу мы не обращаем внимания на пол и внешность, все одинаково сдают вступительные экзамены. Но мне кажется глупым игнорировать различия между полами и заставлять мужчин и женщин соревноваться в несвойственных им сферах. Я достаточно долго проработала управленцем в отеле, и я не думаю, что эта работа подходит мужчинам. Для мужчин есть другие задачи, планирование строительства новых отелей, капитальный ремонт существующих, получение и гашение кредитов в банке".
Обложка автобиографии, изданной в 2000 г. Книжка интересная, вдохновляющая, но местами чересчур "прилизанная", во многих интервью госпожа Мотоя рассказывает о тех же событиях куда как честнее и открытее.
Иллюстрациями книга, увы, не богата. Пара забавных фотографий, качество, увы, какое есть.
А ещё Фумико-сан всегда любила петь и была звездой караоке, вот такая она забавная в движении.
Click to view
В 2001 г., в свои 53 года, госпожа Мотоя поступила в юридический университет с более чем столетней историей Хосэй, закончив его, поступила в один из старейших и престижнейших частных университетов страны. Васэда, на отделение юриспруденции. После чего защитила степень кадидата наук по специальности "Государственно-общественное управление". В настоящее время является приглашённым профессором Международного Университета Токио (東京国際大学, Tokyo International University).
"Я всегда верила, что меня ждёт лучшее будущее. И когда-нибудь у меня ещё будет шанс поучиться. Я была единственной в выпускном классе, кто не поступил в университет. Но если бы я не устроилась на работу в банке, не выбрала эту дорогу, я бы не встретилась со своим мужем и не руководила бы сейчас предприятием. Никто не знает, где на самом деле нас ожидает счастье в судьбе. Я думаю, что и сейчас есть много молодых людей, которые терпят неудачу на вступительных экзаменах, несмотря на все занятия в подготовительных школах. И я бы хотела, чтобы эти молодые люди не отчаивались, не думали, что несданный экзамен - это конец всей жизни, а продолжали стараться и двигаться дальше. Чем больше ты стараешься, страдаешь и трудишься, тем добрее и лучше ты становишься, и ты становишься сильнее".
"Сейчас я стремлюсь стать педагогом вовсе не из-за невостребованного желания стать учителем в старшей школе. Я через очень многое прошла как руководитель, управленец, и это было лучшее время моей жизни. Мне кажется, что мой опыт менеджера мог бы пригодиться современной молодёжи". "Современная система образования построена на достижении главной цели - поступить в вуз. Но что такое университет с точки зрения длинной человеческой жизни? Не больше, чем одна из проходных точек, всего лишь лестничный пролёт, на котором можно передохнуть. А после отдыха перезарядиться, набрать скорость и снова рвануть вверх. Но есть грустная тенденция: молодые люди, способные к обучению, так и остаются отдыхать на лестничной площадке. Я видела многих взрослых людей, сотрудников компаний, но среди них мало тех, кто относится к своей работе так же рьяно, энергично и добросовестно, как школьники или студенты. Я бы хотела научить молодых людей, что жизнь гораздо шире и больше, чем несколько лет в вузе, и нужно ставить цели дальше университета или аспирантуры". "Я уже довольно давно вращаюсь в бизнес-кругах и знаю, что хорошее образование не гарантирует успеха. Важно жить каждый день с огнём и запалом, со страстью. Вот конфета Кинтаро-амэ, в каком месте её ни разрежь - будет одно и то же лицо. Так и в жизни важно, чтобы каждый день был наполнен движением вперёд, сознательностью и стремлением к самосовершенствованию".
Для справки - сладости Кинтаро-амэ.
"Закончить хороший вуз, устроиться на работу в хорошую компанию, обзавестись семьёй и домом - наверное, так тоже можно прожить счастливую жизнь. Но мне кажется, что лучше стремиться к большему, если уж мы получили право появиться на свет, то стоит иметь большие мечты и планы, стоит стремиться найти что-то своё, что будет лучше всего получаться именно у тебя. Свой счастливый случай есть у каждого. Но шанс всё-таки выпадает только тем, кто готов за него ухватиться в любую секунду. Важно проживать каждый день в этой готовности схватить свою удачу. Знаете пословицу: "У богини удачи волосы только спереди"? Вот пока она стоит к тебе лицом, за волосы нужно и хватать, повернётся спиной - уже поздно, шанс ушёл и не за что ухватиться. Что ещё нужно, чтобы поймать удачу за полосы? Рисковать. Кто ничем никогда не рискует, не сможет найти своё счастье. Перед молодыми людьми открыт весь мир, и именно этому я хочу научить своих студентов и студенток. Не формальным академическим премудростям, а более широкому видению и осознанному выбору своего пути".
"Ко мне часто приходят журналисты, но они ожидают услышать слезливую-слезливую историю о маленькой бедной девочке, которая страдала-страдала, но добилась успеха. Извините, слезливой истории о тяжком непосильном труде не будет. Я всегда смотрела только вперёд, и там, где другие страдали - просто продолжала идти дальше". Вот такая она, японская Золушка с характером.