В
первой части статьи мы познакомились с принципом работы компрессора и его основными типами. Теперь можно приступить к практике)
УдарныеВ компрессии нуждаются практически все инструменты, в той или иной мере (в зависимости от плотности микса). Но больше всего в компрессии нуждаются ударные, даже если используется не «живая» запись партии, а созданная с помощью VSTi. Впрочем, некоторые VSTi-ударные используют в качестве сэмплов уже обработанные звуки (EZ Drummer, к примеру), но именно эта готовая обработка делает такой инструмент ужасно негибким. В примерах я буду использовать Abbey Road Modern Drums, этот модуль хорошо звучит даже без какой-либо настройки (те настройки компрессии и эквалайзера, что стоят по умолчанию, достаточно универсальны), что, впрочем, не очень-то хорошо в образовательном плане) Но мы как-нибудь выкрутимся.
Для начала нам нужна сама партия ударных в формате MIDI. Я написал пару тактов прямо в Cubase, в Drum Editor:
Здесь используется бас-бочка, малый барабан, хэты и крэши (на сайд стик не будем обращать внимание). Эти три группы стоит обрабатывать отдельно.
БочкаНачнем с бочки как с основного элемента ударной установки. Основного не в плане самого главного, тут все главное). Основного в том смысле, что именно от бочки строится сведение ударных, да и остальных инструментов.
Посмотрим на спектрограмму удара бочки от Abbey Road Modern Drums без какой-либо обработки:
Неплохая бочка, в принципе, очень четкая атака, но, на мой взгляд, маловато «тела». Попробуем добавить «толщины» с помощью компрессора:
Как видите, где-то примерно посередине удара появилось некоторое расширение, это и есть «тело». Посмотрим на настройки компрессора:
С помощью ручки «Attack» мы подбираем время «щелчка» бочки, так как щелчок у нас хорошо слышен и «давить» его компрессором не надо. После щелчка начинается «тело», его-то нам и надо выделить. Параметр «Threshold» подбираем либо ориентируясь на слух, либо смотря на вертикальную шкалу спектрограммы. «Тело» у меня начиналось примерно на -30 дБ. Параметр «Ratio» подбираем опять же ориентируясь на слух, для плотных, агрессивных барабанов можно выставить побольше, около 6:1, для менее тяжелых - где-нибудь в районе 3:1 (впрочем, тут готовых рецептов нет, все зависит от конкретного трека). Параметром Release выставляем длительность «тела», в данном случае, после 30 мс компрессор отключится. Также здесь есть параметр «Make-Up Gain», он отвечает за усиление сигнала после прохождения компрессора. Как видите, его ручка неактивна, так как нажата кнопка «Auto» под ручкой, здесь автоматический режим с усилением неплохо справляется.
Теперь послушаем, что у нас получилось. В записи сначала идет необработанная бочка, а затем обработанная компрессором и эквалайзером (и я еще там ее усилил немного, ну, для красоты, так сказать):
Малый барабанИли, как его чаще называют, «рабочий». От правильного, «пробивного» рабочего зависит драйв композиции, тоже очень важный элемент ударной установки. Как ни странно, для компрессора тут будут практически те же рекомендации (и даже практически те же настройки), просто внимательно смотрим на спектрограмму, выделяем «атаку» и «тело», и уже на основе этих данных настраиваем компрессор. Вот так настроен компрессор для рабочего в примере:
Главное отличие настроек от настроек бочки в параметре «Release», здесь он гораздо больше. Это уж мое предпочтение, мне нравится «длинный» рабочий. Вообще, это тоже зависит от конкретного трека, так что обычно приходится какое-то время покрутить ручки, добиваясь нужного результата.
Что получилось:
Хэты и крэшиХэты и крэши, на мой непрофессиональный взгляд, в компрессии практически не нуждаются, в их обработке гораздо лучше обратить внимание на правильную эквализацию. Вообще, честно говоря, не припомню, чтобы я когда-нибудь вешал компрессоры на хэты, хотя никто ж не запрещает, может я неправильно делаю)
Итак, про ударные поговорили, послушаем, что получилось:
Не исключено, что после компрессора звук ударных может разонравиться. Тут важно понимать, что ударные у нас будут звучать не одни, а в миксе, и отталкиваться нужно именно от этого. Вообще, все дорожки микса по-отдельности могут звучать убого, важно чтобы все вместе звучало хорошо)
БасУдарные и бас - это «сердце» композиции. Об ударных мы поговорили, теперь поговорим о басе. Для баса я использую ManyBass, вот так выглядит его рабочее окно:
Он не очень удобен в плане работы над артикуляцией, «оживлением» партий, но зато у него отличный звук, мягкий и густой, плюс на борту у него есть очень неплохие ампсимы. Для компрессии баса я пользуюсь встроенным в сам инструмент компрессором:
Грешен, в особенностях физики звука бас-гитары не силен, да и на басу играть не умею, поэтому тут я действую методом научного тыка. А вообще, рекомендую покопаться в пресетах и изучить различные настройки эквалайзера для разных стилей.
Соло-гитараА вот в этом случае компрессия может не применяться вообще, а может применяться очень заметно, в зависимости от стиля.
Для этого примера, в образовательных целях, я записал несколько вертушек двойным теппингом. При пулл-оффах громкость звука значительно падает, поэтому компрессор для этого жизненно необходим.
Однако есть один важный нюанс - компрессором может служить весь гитарный звуковой тракт, например, тот же самый distorsion вкупе с усилителем прекрасно компрессирует сигнал. Есть эмуляторы отдельный гитарных педалей и отдельных усилителей, я же пользуюсь универсальным TH2 от OverLoud. В роли компрессора здесь выступает педаль овердрайва:
И усилитель:
Итак, что получилось в итоге
За бортом остался такой важный вопрос, как эквализация. Но об этом нельзя рассказывать быстро, тема обширна, так что ожидайте статей по EQ. До встречи)