Как это работает: микрофоны снова и снова

Mar 12, 2013 09:04



Мы думали закончить уже статьи про микрофоны, но остались неохваченными еще несколько инструментов, так что решили написать еще один пост на эту тему. Сегодня мы поговорим о том, как снимать звук с ударных, вокала и фортепиано.

Вокал

Прежде чем перейти непосредственно к использованию микрофонов для снятия вокала, стоит немного рассказать о специфике записи. Человеческий голос - это ведь тоже своего рода инструмент, причем с весьма широким динамическим диапазоном, что необходимо учитывать при записи. А ввиду того, что не все вокалисты умеют этим инструментом пользоваться, стоит предусмотреть возможные проблемы:)
А самой главной проблемой в записи вокала является так называемый "поппинг", по названию можно догадаться, что это такое, правда?) Воспроизведение вокалистом некоторых согласных (в основном "п", откуда и название произошло) сопровождается не только акустической волной, но и выбросом некоторого объема воздуха. С похожим эффектом можно столкнуться при записи видео на телефон или камеру со встроенным микрофоном на улице в ветреный день. Ветер для микрофона - это очень и очень плохо. В случаях записи на улице используются ветрогасители (такие меховые цилиндры, наверняка в фильмах или по новостям видели). В студии проблема поппинга решается использованием поп-фильтра, проволочной обрешетки или так называемой "плевалки".
Запись вокала обычно производится в специальной комнате, все поверхности которой обиты звукопоглощающим материалом (специальным "пирамидальным" поролоном, или, на худой конец, одеялами:). Сделано это для предотвращения появления реверберации.





Для других инструментов такие помещения не являются остро-необходимыми, потому как обычно человек ожидает некоторой естественной реверберации от звука инструмента, в отличии от голоса - в повседневной жизни мы общаемся на довольно небольшом расстоянии от собеседника, и привыкли слышать его голос без реверберации. Впрочем, это лишь мое предположение, да и художественной реверберацией по отношению к вокалу редко пренебрегают:)

Для записи вокала лучше всего использовать конденсаторные микрофоны с кардиоидной характеристикой направленности, динамические здесь могут рассматриваться лишь в качестве концертных вариантов. Запись чаще всего происходит одним микрофоном. Располагают микрофон на эластичном подвесе (shockmount), чтобы избежать низкочастотного грохота (и заодно зачастую вешают в цепь сразу после микрофона НЧ-фильтр, на всякий случай). Расстояние от микрофона до вокалиста составляет обычно около 30 см, но в зависимости от характера вокала расстояние нужно уменьшить (если голос тихий или у голоса неубедительные низкие частоты) или увеличить (если вокалист разорался и не влезает в динамический диапазон микрофона:).

Фортепиано

В случае записи фортепиано (да и вообще любых акустических клавишных инструментов) на расположение микрофонов сильно влияет стиль композиции, для которой записывается инструмент, да и для конкретного музыкального стиля инструмент надо настраивать специально. Для рока обычно используется "жесткий" звук, и достаточно узкий и сухой, так как записанную дорожку еще надо будет "усадить" в весьма плотный роковый микс, а для классических и джазовых композиций звук подходит более мягкий и объемный, при размещении микрофонов на это нужно ориентироваться.

Фортепиано имеет довольно сложную геометрическую форму, поэтому нужно знать, какие эта форма вносит отражения и на каких частотах. Первое, что стоит запомнить - высокочастотный звук распространяются по прямой, низкочастотный же может "огибать" преграды (так как имеет намного большую длину волны)
С передней стороны инструмента крышка затрагивает отражает звук в аудиторию. Наиболее эффективное отражение происходит вдоль линии молоточков, поэтому, если вы хотите захватить самый яркий звук, помещайте микрофон на этой линии.





Высоте, на которой устанавливаются микрофоны, тоже стоит уделить внимание. Самый яркий звук можно захватить, поместив микрофон на достаточной высоте так, чтобы в зоне его «видимости» были высокие струны.

Однако не переборщите с высотой, иначе есть риск получить высокочастотное затенение, спровоцированное открытой крышкой. Самые ясные высокие частоты можно получить из зоны, которая расположена чуть ниже открытой крышки.

Также стоит отметить, что, если микрофон поместить слишком близко к полу, это усилит отражения между полом и корпусом и придаст тембру инструмента неприятный характер.


Качество записи зависит и от такого фактора, как закрытая или открытая крышка рояля. В большинстве случаев ее оставляют полностью открытой, так как при закрытом корпусе высокие частоты уменьшаются намного сильнее, чем низкие. В результате получается приглушенное, матовое звучание. Во время записи камерной музыки частично открытая крышка может улучшить общий баланс инструментов.
При отсутствующей крышке внешние микрофоны не смогут поймать высокие частоты, которые уходят вверх и в результате притупляется звук, идущий с фронтальной стороны инструмента. Удаление крышки также негативно влияет на резонансные качества рояля и уменьшает мощь басовых нот. Хотя, с другой стороны, это придает звучанию вокруг инструмента большую однородность.

Ударные

Самый, наверное, интересный раздел в статье. В записи ударных применяется довольно большое количество микрофонов, и заставить их "звучать" как надо и без взаимных конфликтов - это весьма нетривиальная задача.
Рассмотрим несколько способов записи ударной установки и начнем с самого простого:

Двухмикрофонный способ

Запись производится с двух микрофонов, которые обычно расположены над установкой (такие микрофоны называют "Overhead" - думаю, понятно, почему). Этот способ позволяет добиться максимально реального звучания записи, но обладает меньшими возможностями изменения тембров того или иного элемента установки (как во время записи, путём изменения положения и направления микрофона, так и после).

Трех- или четырёхмикрофонный способ

В данном случае к верхним, основным, микрофонам добавляется ещё один (или два) микрофон, который обычно крепится к бас бочке или к малому барабану.

Мультимикрофонный способ

К вышеперечисленным микрофонам добавляются новые микрофоны, в идеале записывающие звучание всех составляющих ударной установки.
В многомикрофонной записи есть куча нюансов, укажем несколько принципов, которые помогут в настройке микрофонов:
- Если нужно получить больше низких, микрофон должен располагаться на расстоянии от двух до пяти сантиметров от ударного пластика. Приближение микрофона к пластику поднимает низкие частоты.
- Наиболее выраженную атаку можно получить, направив микрофон на место удара палки по пластику. Для смещения баланса к основному тону нужно направить микрофон немного в сторону от этого места. Чтобы подчеркнуть акустику помещения нужно отодвинуть микрофон подальше от инструмента.
- Для получения более "шумного" звука хайхета (или индивидуально снимаемой тарелки) микрофон располагают ближе к краю тарелки, а для получения более яркого, ясного звука, микрофон направляется на ее купол.
- Для подчеркивания атаки колотушки в бас-барабанах, микрофон помещается внутрь барабана, микрофон направлен на то место пластика, в которое бьет колотушка.

Для ослабления атаки микрофон направляется в сторону от колотушки. Если нужно добавить резонанс самого барабана, микрофон отодвигается от ударного пластика.
Но, по большому счету, тут большее значение играет опыт, а не какие-то правила, так что экспериментировать не возбраняется)

techtask, frank

Previous post Next post
Up