Как это работает: эквалайзер, часть II

Dec 19, 2012 00:16



В первой части статьи мы познакомились с принципом работы эквалайзера. Приступим к практике.
В статье будут использованы стандартные средства Cubase, в принципе, их для начала за глаза хватит, да и принципы работы с эквалайзером не зависят от конкретного плагина.

Ударные и басЭти два инструмента нужно эквализовать в первую очередь и обязательно одновременно. Причина упоминалась в первой части статьи - это возможные частотные конфликты бас-бочки и баса.

И бас, и ударные в примере представлены VSTi-инструментами, что не снимает с нас обязанности работать с эквалайзером, так как сэмплы в этих VSTi используются «сырые», необработанные, что позволяет нам обращаться с ними как с реальным инструментом. Вообще, в самом начале работы над треком, еще при подборе звуков рекомендуется подбирать такие сэмплы баса и ударных, которые как можно меньше конфликтуют между собой, чтобы не корежить их эквалайзером (хотя все равно им пользоваться придется)

Послушаем, как звучит ритм-секция без обработки:



Приступаем к эквализации

Бас-бочка


Что и зачем здесь сделано? В первую очередь, прибран суб-бас (точка 1). В сэмпле, который я использовал для бас-бочки, очень неприятный суб-бас (это сверхнизкие частоты), можно безболезненно его приглушить, мы же не дабстеп какой-нибудь пишем, тут такие низкие частоты не нужны.

Второй точкой мы добавляем «тела», примерные его частотные координаты - в районе от 60 Гц до 200 Гц.

Третья точка добавляет немножко «мути». Вообще, обычно эти частоты у бочки убирают, чтобы не засорять микс, но в данном случае остается довольно много места в этой области, так что - почему бы не дать бочке больше места в миксе?)

Четвертая точка усиливает «щелчок» бас-бочки. Вещь необходимая для лучшей читаемости бочки в миксе, ищите его где-то между 5000 Гц и 8000 Гц.

Бас

У баса опять же убран суб-бас (точка 1), по тем же причинам, что и у бас-бочки.

Второй точкой делаем основу звука чуть плотнее, «плотность» находится в районе 40 Гц. Сэмплы баса и бочки удалось подобрать так, что они между собой практически не конфликтуют, однако это не значит, что можно задирать любые частоты. Для бас-бочки мы подняли 80 Гц, с басом делать этого не стоит в данном случае, иначе получим частотный конфликт. Тем не менее, иногда эту частоту следует поднимать для увеличения «атаки» баса, в этом случае для решения конфликта можно использовать сайдчейн.

Третьей точкой добавляем так называемый «пресенс», для лучшей читаемости баса. Тут можно провести некоторую аналогию с «щелчком» бас-бочки, кстати. «Пресенс» ищите в районе 1000 Гц - 2000 Гц.

Четвертой точкой убираем ненужные высокие частоты, бас, все-таки, должен заполнять нижние частоты, высокие отдаем другим инструментам.

Малый барабан

С малым барабаном я дал маху еще при подборе сэмплов, выбрал слишком сухой и неинтересный звук. Попробуем это исправить.

Как можно уплотнить звук? Конечно же, компрессором. О том, как его применять, рассказывалось в прошлой статье, поэтому подробно останавливаться на этом не будем. Настройки компрессора, для справки: Threshold = -31.5; Ratio = 2.25; Attack = 21.3.

После компрессора можно уже работать эквалайзером.

«Жир» у малого барабана находится в районе 60 Гц - 100 Гц (точка 2). Обычно подъем в этой области делают совсем небольшой, но в этом случае очень уж неудачный сэмпл попался.

Точкой 3 прибираем немного в районе 300 Гц, здесь могут начаться конфликты с бас-бочкой (если помните, там мы поднимали примерно эту же частоту). Вообще, частотный спектр звука малого барабана обычно имеет «горб» в районе 200 Гц - 300 Гц, от которого обычно одни неприятности, так что лучше этот горб слегка приглушить.

Точкой 4 прибираем частоты в области 5000 Гц - 6000 Гц. Эти частоты имеет смысл поднимать, если жанр предполагает «пробивной», четко выраженный малый, то есть не в нашем случае.

После эквалайзера можно добавляем чуточку реверберации, совсем чуть-чуть, только для того, чтобы слегка смягчить звук.

Хэты

Тарелки заполняют «верхнюю» часть микса, поэтому смело вырезаем все до 300 Гц - 700 Гц (точка 1).

Также для лучшей читаемости чуть прибираем область от 1000 Гц до 4000 Гц (тут нужно подвигать частоту туда-сюда, чтобы уловить нужную) , и добавляем суперверха (точки 2 и 4).

Опять же, как и в случае с малым барабаном, добавляем немного реверберации, по вкусу, для смягчения звука.

После всех этих махинаций получаем следующий результат:



ГитарыВ примере микса будет звучать ритм-гитара и соло-гитара. Так как я задумал сделать спокойный пример, никакого дисторшна не будет, лишь очень легкий овердрайв.

Ритм-гитара

Вообще-то, ритм-гитару принято писать дабл-треком и разводить по каналам, но, так как я ленивая сволочь, будем работать с одним моно-сигналом)

Перед эквализацией необходимо дать ритму больше «места» по панораме. Для этого воспользуемся стереоэнхансером и стереодилеем (о том, что это такое, поговорим как-нибудь в другой раз)

Теперь займемся эквализацией. Смело вырезаем все до 80 Гц, ниже уже находится спектр бас-гитары (точка 1), и глушим высокие начиная примерно с 3000 Гц (точки 3 и 4). Зачем глушим? А все равно на этих частотах ничего хорошего нет, они и так специально в комбиках и гитарных усилителях подавляются, да и в самих динамиках для комбиков, нечего там поднимать, в общем.

Вырез в районе 1000 Гц (точка 2) сделан для того, чтобы убрать неприятный отзвук. Не знаю, честно говоря, откуда он берется, но убрать его все равно надо.

Соло-гитара

Для придания объема и пространства звуку используем дилей и реверберацию, по вкусу. Вообще, со звуком соло-гитары можно экспериментировать сколько влезет, поле для экспериментов - обширнейшее.

Эквализация здесь почти такая же, как и для ритм гитары, благо сам характер звука похож. Единственное отличие - точка 2, здесь тоже появился призвук, от него надо избавиться. Кстати, обратите внимание на частоты вырезов 2 и 3 - это 1112 Гц и 298 Гц, относятся практически как 4:1, похоже что призвук в точке 3 - это гармоника призвука в точке 2. Так что если вы определили «неприятную» частоту, поищите ее гармоники и попробуйте их приглушить - вполне возможно, что это сделает звук чище.

После эквализации всех дорожек записываем трек, немного максимизируем и добавляем финальную эквализацию (по вкусу, опять же, здесь не надо усердствовать):



Вот, вроде бы, и всё.


techtask, frank

Previous post Next post
Up