Сравнительный анализ моих путешевствий

Aug 03, 2016 13:30

Решила провести анализ моих, увы не многочисленных поездок по миру. Всего таких поездок было 5:
1.     Июль 2013 - Испания (Барселона и окрестности)
2.     Октябрь 2013 - Кипр (Аянапа)
3.     Май 2014 - Кипр (Протарас)
4.     Август 2015 - Турция (Сиде)
5.     Июнь 2016 - Испания - Португалия

Этап 1. Приобретение путевки.
1.Покупалась через тур фирму Ростур, тур оператор ТезТур.
По покупке путевки и дальнейшем ее обслуживании была лишь одна претензия - когда меня искали родители (я была на экскурсии с разряженным телефоном) оказалось, что информацию обо мне и о моем местонахождении крайне было сложно отыскать). В остальном у ТезТура конечно куда хуже организованы экскурсии, чем к примеру, у Натали турс, но в Испании с ТезТуром отдыхать комфортно, особенно в городке Мальграт де Мар, где у них есть свой офис, и всегда можно обратиться за помощью.
2.Покупала через неизвестную мне фирму (оформляла подруга из Казани), тур оператор Библио глобус. Единственный вылет не через Москву. Претензий нет, разве что очень поздний прилет и ранний вылет, в итоге вместо полноценных 7 дней, отдыхали всего 6.
3.Покупала через РосТур, оператор библиоглобус. Увы в этот раз очень сильно подвел опертом, трижды меняя время вылета самолета, из-за чего пришлось менять билеты до Москвы и бронировать номер в гостинице. Более того, обратный вылет был из аэропорта, расположенного на противоположном конце Кипра, по отношению к городу проживания, и очень много времени потратили на трансфер.
4.Покупала через РосТур, оператор библиоглобус. На самом деле в Турции он называется как-то иначе. Притензия была лишь к гиду от тур оператора. Во-первых, он мне вымотал все нервы с тем, что никак не мог до последнего выдать информацию про выезд экскурсии, во-вторых так и не отдал мне 5 евро, хотя я ему об этом несколько раз говорила (по телефону, так как найти его в отеле было проблематично).
5.Покупала через РосТур, оператор Анекс Тур. Вот тут у меня претензии как к турфирме, так и к оператору. Во-первых, турфирме было заплачено за оформление моего загранпаспорта, и по сути я должна была всего лишь сдать отпечатки. В итоге, все, что они сделали, это заполнили за меня анкету, документы подавать пришлось самой, платить дополнительно за доставку тоже. Много раз разочаровалась в том, что поехала через тур фирму, а не сама (сэкономила бы кучу денег). Претензии к оператору - это 9 часовой перенос рейса, и последующая его задержка на 3 часа. А еще при выдаче билетов на самолет вместо местного времени, было указано время Барселоны, в итоге мне лишний час пришлось торчать в аэропорту.
Этап 2. Перелет.
1.Перелет был осуществлен компанией Уральские Авиалинии. В сторону Испании вообще без каких-либо претензий (правда я не знала, что нужно в самолет брать воду, потому, не смотря на бесплатные напитки, у меня была нехватка влаги, а с учетом того, что в Барселонском аэропорту нельзя купить воду утром (все автоматы на ночь почему-то закрываются) пришлось с засухой бороться до самого отеля. Обратный рейс задержали на пол часа, более того слишком поздно прибыл трансфер, и была огромная очередь на регистрацию, так что через дьюти-фри я бежала бегом. Ужасно не понравился аэропорт.
2.Перелет осуществлялся из Казани. Увы, несмотря на то, что аэропорт Казани не так уж и велик, запутаться в нем легко. Паспортный контроль в Казани ужасен. У меня минут пять пытались выяснить, почему при прописке в Екатеринбурге я лечу через аэропорт Казани. То, что я лечу из города, где жила подруга, почему-то паспортиста не устраивало, но все равно с горем пополам меня пропустили (В Москве никогда такой фигни не было). Летели на Трансаэро. По сравнению с Уральскими Авиалиниями, кормили хуже. В прочем полет в сторону Кипра был очень приятный, а уж аэропорт Ларнаки порадовал неимоверно (мало народа, много самопередвежных дорожек). Из отрицательных (курьезных) моментов был паспортный контроль. Наша очередь была одной из четырех, и была самой медленной. Мы не понимали почему каждого человека очень медленно обслуживали. В итоге пройдя первой, и ожидая свою подругу я наблюдала странное явление. Мужчина, который осуществлял паспортный контроль, очень долго имитировал деятельность по проверке паспорта перед выключенным компьютером. Я прошлась вдоль остальных кабинок, там все нормально, мониторы были включены, а наш… То ли на ощупь проверял паспорта, то ли как-то еще, но компьютер у него был выключен. Обратно перелет был не очень хорошим, так как была довольно сильная турбулентность. Летать из аэропорта Казани больше не хочу, потому что там какой-то ужас с досмотром, особенно в обратном направлении.
3.Перелет был из Москвы (аэропорт Домодедово) авиакомпанией Трансаэро. Не считая переносов рейса, полет был потрясающим. Нам выделили Боинг 747, на 600 с чем-то мест. Места были в самом хвосте, и в начале я не могла найти модель самолета, где есть 65 ряд, но потом нашла. Дело было в том, что самолет перепланирован под туристический, и полностью переоборудован бизнес класс в эконом, потому появились лишние ряды. Но так как в общей сложности на самолете было человек 100, он воспринимался практически как частный. Можно было сидеть где удобно и где хочется. Опять же аэропорт Ларнаки, правда увы, время было такое, когда в аэропорту было слишком много народу. Обратный рейс был через аэропорт Пафоса. Он маленький, на много меньше чем в Ларнаке, но при этом там тоже садятся Боинги 747. Очередь на регистрацию довольно быстро идет. Курьезом стал досмотр на наличие жидкости. Наша сопровождающая бегала вдоль очереди и говорила, что если у нас есть жидкое лекарство, да даже жидкая помада, то нужно покупать мешочек за 1 евро и складывать все туда. Иначе не пропустят. Мы так и сделали. Прошли проверку на Ура. Когда мы ждали самолета, я за чем-то полезла в рюкзак и нашла в нем полтора литровую бутылку, заполненную на две третьих минералкой. Открытую. Которую я забыла еще с отеля. Как ее пропустили при рентгене - я не понимаю.
4.Перелет был из Москвы (аэропорт Домодедово) авиакомпанией Трансаэро. Видимо ни каких особенных инцидентов в том перелете не случилось, потому я и не помню, как я летела туда и летела обратно. Одно помню, там были встроенные телевизоры в переднее кресло, и можно было наблюдать, как мы летим. Еще посмотрела фильм о подготовке самолета в рейс. В течении отпуска я летала в Израиль. Полет был из другого терминала, находящегося не далеко. Ночью там красота, народу почти нет, регистрация быстрая, а еще на много дешевле дюти-фри по сравнению с Израилем.
Отдельно о перелете и аэропорте Израиля. Конечно не могу не сказать о компании Пегас, которая нас везла в сторону Израиля. Так как это была русскоязычная экскурсия, вместо стюардес правило поведения, при аварийной ситуации нам показывали в виде мультика. Кстати забавный мультик был. Но я еще в самом начале чувствовала, что подкинет поросенка нам эта авиакомпания. И так и случилось. На обратном пути нам просто забыли послать самолет… В итоге пока мы объяснили, что о нас забыли (почему-то вопреки всему, в аэропорту Бенгуриона, сотрудники не говорят по-русски, тогда как везде в других местах - легко) мы проторчали в аэропорту лишние часа 2. Сам же аэропорт -наверное, это самое примечательное место в этой стране, так как с ним часто связаны самые не приятные моменты. Когда мы прилетели из Турции на экскурсию, мы попали в огромную очередь на паспортный контроль. При том сначала встали не туда. Дело в том, что там отдельные стойки для местных и отдельные для людей с иностранными паспортами. Так вот, именно в тот день у евреев был какой-то праздник и в Израиль съехалось куча евреев, имеющих иностранные паспорта. При том они были одеты в традиционные религиозные одежды. Именно потому мы решили, что те 5 стоек, где толкутся обычные люди - для нас. Но оказалось наоборот. Пришлось снова стоять в очереди. Но благо стойки для местных резко сократились на 2, и их отдали под нас. Благо у меня была приклеена бирка, что я турье экскурсионное, и мне не задавали ни одного вопроса. Правда попытка снять рекламу на иврите до паспортного контроля призвала ко мне женщину полицейскую, которая на английском попросила стереть фото, и даже убедилась в этом. В обратную сторону проблем с проходом не было.
5.Когда же нас привезли на обратный рейс, у нас была громадная очередь на посадку, а с учетом задержки, мы простояли в этой очереди лишних 40 минут, правда потом стали запускать. Обратно летела около центральной кухни, и увы рядом с тем местом, где была помойка. В общем аромат не радовал.
6.Перелет был из Москвы (аэропорт Домодедово) авиакомпанией Азур Эир. Перелет в сторону Барселоны был без нареканий. По середине отпуска я познакомилась с новым аэропортом Барселоны. Вот этот гигантский аэропорт мне понравился куда больше. Там множество стоек (кажется более 600). Очередь на досмотре движется быстро, правда я очутилась в отстойнике для террористов, потому что, выкладывая все металлическое, не заметила на блузке маленькую брошь, на которую сработал металлоискатель. В итоге меня и мою ручную кладь досмотрели сверху до низу. Но ничего не нашли. Аэропорт большой, ни где нет очереди (кроме самой посадки). Минусом данного аэропорта, а может и вообще аэропортов всей Европы, являлось то, что в отличии от наших аэропортов обслуживание идет не по схеме «первый пришел, первым обслужили», а сначала обслуживают инвалидов, потом детские группы, потом почему-то родителей с маленькими детьми, потом еще кого-то специфичного, а только потом всех остальных.
Отдельно скажу про аэропорт Лиссабона. Он большой, но найти выход в город там не так просто, ибо он похож на выход на посадку. По крайней мере я его нашла раза с 3. За то туалеты этого аэропорта пахнут клубничкой и там всегда чисто и приятно. В этом плане самый любимый аэропорт. В прочем у этого аэропорта есть еще одна особенность. Там дьюти-фри закрывают на ночь, а так как у нас был самый первый рейс обратно, то пришлось ждать открытия.
А вот обратно - это была целая история. Я всем сердцем ненавижу старый терминал в Барселоне (к новому претензий нет). Что в прошлый раз он меня взбесил дикими очередями, что в этот раз. Более того, прибыв в аэропорт, и отстояв 1,5 часа в очереди, мы застряли еще на 3 часа, так как местная фауна (сотрудники аэропорта) отказались разгружать багаж еще только прибывших в Барселону людей. Но не только нас эта беда коснулась. Вместе с нами ждали своего часа и пассажиры уральских авиалиний, которые опаздывали уже на 4 часа. Я в первые слышала, как по громкой связи ругается пилот, на обслуживание. Нас запустили в самолет раньше потому что, москвичи видимо умеют ругаться на английском лучше екатеринбургцев. Потом выяснилось, что по регламенту аэропорта Барселоны мы не имеем право запускать двигатели, а значит кондиционирования не будет, а значит мы растаем прямо в самолете. В итоге нас сначала по открывали все двери, что не очень помогло, потом все-таки экипаж уговорил сотрудников аэропорта пригнать нам передвижную батарейку, чтобы запитать кондиционеры от нее. В общем вместо ожидаемого дня в Москве я пробыла там всего 3 часа и помчалась на самолет в Екатеринбург.
Этап 3. Трансфер.
1.Мой, первый в жизни трансфер за границей был с потрясающим гидом. Он всю дорогу (более часа) рассказывал, как тяжело туристам быть в Испании, как у них постоянно просят документы, как не просто в отеле, как тяжело со связью и так далее. Автобус, видимо, состоял из новичков путешествий, так как все молчали, видимо в благоговейном страхе перед отдыхом. Ближе к последней части поездки наш гид сказал, что он пошутил, что тут у них все проще чем в России, что никто не должен требовать паспорт, если конечно не взбредет путешествовать по Европе, да и вообще Испанцы добрый народ. Именно он рассказал, что в некоторых отелях есть карточки, которые открывают двери, и которые должны вставляться в специальное устройство, что бы был свет в номере. Это мне пригодилось уже через несколько месяцев на Кипре. А вообще среди гидов - сопровождающих, он мне понравился больше всего. Обратный трансфер увы опоздал на столько, что даже в Дьюти-фри не получилось ни чего посмотреть. А ведь это было практически первое мое заграничное дьюти-фри…
2.Единственное, что напрягало в этом трансфере, что водитель постоянно ехал по встречной полосе, я думала, мы убьемся. Но что поделать, если я заранее не узнала, что у них дорожное движение организовано как в Англии, кстати привыкать к этому очень непросто. Обратный трансфер нареканий не вызывал.
3.Минусом данного трансфера было лишь то, что до Пафоса от Протараса ехать около 2,5 часов, если не больше, на другую сторону острова. Правда можно было еще раз посмотреть красоты острова, так что поездка была вполне нормальной.
4.Найти автобус от библиоглобуса в Анталии оказалось крайне трудным делом. Я обошла всю стоянку - не нашла. Потом обошла ее еще раз, нашла какой-то похожий, но словно не с тем номером (отличалось на 1), но он тоже никуда не ехал, так как проколол колесо и ждали замену. Я показала номер гиду, которая координировала посадку, она сказала ждать именно этого. Приехал другой автобус. Я погрузила туда вещи, и стали ждать отправления, но при перекличке меня не назвали, стали выяснять от куда же я свалилась, оказалось, что это все же не тот автобус, пришлось ждать другой, на этот раз все-таки пришел тот, что нужно, но проторчали мы на стоянке около часа. Правда наличие в автобусе вай-фай компенсировало поездку. Обратный рейс задержался минут на 10, но все-таки без приключений довез меня до места.
5.Не считая того, что в сторону отеля нам попался совершенно скучный гид, поездка была не плохая. Обратно трансфер опоздал на 10 минут, и когда приехал в аэропорт очень далеко встал от здания, пришлось с чемоданами идти по проезжей части до самого терминала.
Этап 4. Отели.
1.Планомар. Испания. Мальграт де Мар. Отель расположен через дорогу и железную дорогу от пляжа. Из плюсов - близость к офису тур операторов (не всех, а только тех, кто имеет тут офисы), наличие русскоговорящего персонала, автомат с водой на первом этаже и вай-фай за 5 евро в сутки или 10 в трое. Из минусов… еда отвратительная. Стены отеля как изнутри, так и снаружи одинаковые, совершенно не уютно. Лифт работает только через раз и во время кормежки в отеле не работает вообще. Кондиционер не работает, то есть работает, но слабо. В общем одного раза мне хватило. А еще у меня номер был с видом на помойку. Из плюсов, мусорщики, которые приходили в 5 утра имели шикарные голоса и пели под балконом красивые песни.
Кондал. Испания. Барселона. Отель расположен недалеко от самой центральной улицы города - Рамблы. А также на улице, где находиться Бакериевский рынок. Отель дорогой, когда евро стоил 40 рублей, вполне можно было там жить, но теперь дороговато. Хотя всего 2 звезды без завтрака. Особенность отеля в коридорах. Они стеклянные, так что можно видеть все, что происзодит на этажах снизу. Мне сначала было страшновато по такому коридору ходить, но потом привыкла. Из плюсов, разве что не плохой вай-фай, и близость к центру. Из минусов, плохо работающий кондиционер, а если открыть окно для прохлады, вообще не уснуть, так как в готическом квартале так построены здания, что любой звук резонирует до очень громкого, и кажется, что те, кто говорят на улице или в соседнем здании, при открытом балконе, находятся у тебя в гостях. Вечером очень сложно найти воду где бы то ни было (только в кафе и то в разлив).
Ибис. Франция. Париж. Нельзя упомянуть и об этом отеле. Находиться рядом с восточным железнодорожным вокзалом. Состоит из нескольких зданий странно соединенных друг с другом. Самым потрясающим, что было в отеле - это лифт. Во-первых, это обычная дверь, как и все, которые ведут в другие помещения. Не знаешь, что это лифт - не догадаешься. Во-вторых, он как разрезанный пополам шестиугольник, и вместиться туда может либо худой человек с чемоданом, либо два человека, один из которых худой. Мы с соседкой еле вошли. Но вошли... рай для клаустрофобии. За то вход в номер - это нечто. Одна дверь - железная массивная, очень тяжелая, но без замка. Вторая такая же с замком. Еще одна такая же ведет в ванную. За то сам номер - конфетка, хорошие кровати, хороший кондиционер и работающий вай-фай, но в окно лучше не смотреть, так как там рукой подать до еще одного здания, в общем для параноиков в таком отеле не место. А еще был очень вкусный завтрак.
2.Флорида бич. Кипр. Аянапа. Отель находиться на второй линии, через дорогу и другой отель море. Если бы я не знала, что для электричества нужно вставлять карточку в устройство, я бы так и думала, что нам дали номер без электричества. Их плюсов. Шикарный вид на море. Очаровательный (наверное, самый лучший на моей памяти) пляж. Не плохая еда. И шикарное место для завтрака на веранде, с которого можно было видеть море. Из минусов: далековато первые магазины, в итоге с водой (а мы приехали поздно) были проблемы в первую ночь. Еще какие-то проблемы были с закрыванием двери в туалет. Интернет отсуствовал.
3.Вангелис. Кипр. Протарас. Это апартаменты. Находятся на второй линии через дорогу от моря. Приличная территория, по крайней мере интересный бассейн, несколько корпусов. Чуть ли не самый центр города, из плюсов: две комнаты, одна кухня, можно экономить на ресторанах и покупать еду в магазинах. Рядом автобусная остановка, от которой можно доехать в соседние города. Не далеко фонтаны, одно из главных достопримечательностей города. Из минусов: пряж куда хуже, чем в Айянапе. Дверь очень тяжело закрывалась. Наше вью си оказалось очень относительным, так как этаж был низким. Море было видно, но в основном соседние здания. Местный Макдональдс (в котором обычно можно поесть и посидеть в интернете) оказался с совершенно глючным интернетом, и ужасной едой - самый ужасный Макдональдс в мире на моей памяти. Интернет очень дорогой.
4.Нашира. Турция. Сиде. Это было приятным сюрпризом, когда нас повезли не в тот отель, что был заявлен изначально, а в Наширу. Она конечно далеко от города находиться. Как-то туда можно добраться транспортом, но я не пробовала. Но за то сам отель…. Ах… Плюсы: оболденная еда, и везде и многое прямо готовят при тебе и разнообразие... В общем красота. Шикарная анимация. Каждый день что-то новое, можно не вылезать из отеля. Номер хороший, большой, огромная кровать, большой плоский телевизор. Холодильник с ежедневно пополняемыми напитками (бесплатно), вайфай (правда последний был не очень хороший, но был). Из минусов: слабое кондиционирование в общественных зонах отеля, потому выйдя из номера ощущение, что оказываешься в парилке, за то лифты с кондиционером. Пляж и море. Пляж грязноват (не удивительно, там в основном одни русские, иностранцы предпочитают бассейн), и постоянно штормило, кроме одного дня. За-то есть место с которого можно нырять. Вода мутноватая, по сравнению с Кипром, может из-за шторма. Еще очень хорошее спа, по сравнению с их массажем, наши массажисты - так себе. Есть магазин, но с очень ограниченным ассортиментом товара.
5.Роза Наутика. Испания. Мальграт де Мар. Отель расположен через дорогу и железную дорогу от пляжа, но идти до него минуты 2. На пляже есть душ, а из-за довольно большой территории места всем хватает. Сам отель - 3 звезды. Но по сравнению с близ лежащим собратом (Планомаром) у него есть много достоинств. Во-первых, там хорошо кормят, мне только один раз не очень понравилось, но для троички очень прилично. Там хороший кондиционер, рабочие лифты. Вид не плохой на море, правда у меня был 2 этаж у подруги 4, у нее вид был лучше (ну конечно не сравнимо с Флоридой бич на Кипре). Рядом железнодорожный вокзал, да и сам город тоже начинается практически от отеля. Мебель старовата, больше всего не устроил шкаф, он был совсем жутким и там не было полок. В остальном я довольна отелем.
Хостел Барселона. Испания. Барселона. Находиться в довольно странном месте, которое не сразу можно найти, мы дважды его теряли. Сам хостел расположен в минутах 10 ходьбы от метро (если бы выходов было не так много, можно было и не теряться, но…). Район странноватый, грязноватый, но все-таки какая-то романтика в этом есть. Лифт не очень-то напоминает лифт, как и в Ибисе Франции, но при этом все-таки более просторный. Сам номер с малюсеньким окном, выходящем на какой-то очень маленький круг между другими частями здания, так что есть ощущение, что с жильцами других номеров через окно можно здороваться за руку. За то очень хорошо работает кондиционер и вай-фай не плохо. Для «просто переночевать» - самое то.

• Keep. Португалия. Лиссабон. Отдельно скажу про отель, в котором я жила, когда была в Лиссабоне. Это конечно нечто. Старый дом, ну даже не старый, а старинный, с большими потолками, огромными окнами, и винтовой лестницей, при подъеме по которой кружиться голова. За то вид из отеля - просто сказка, особенно ночью. Он находиться на горе, рядом с замком святого Георгия. Потому с смотровой башни отеля, да и с его веранды открываются потрясающие виды на город. Работает русскоязычный персонал. Минус в том, что ванная общая, нет лифта, и очень высоко забираться на гору к отелю. За то особенный колорит.
Этап 5. Экскурсии.
1.     Брала две экскурсии от Тез Тура в Жирону - понравилось, в основном понравилось за счет того, что была хороший гид. Хотя сама Жирона, да и музей Дали, впечатления не произвели. А также брала экскурсию во Францию. Там впечатление в основном были от высокоскоростного поезда ТЖВ, сам Париж, увы не впечатлил. Еще одну экскурсию брала в Натали Турс. Там понравилось все, и экскурсовод (она была из Польши, и у нее потрясающий акцент на русском). Выдавали приборчики, через которые мы слушали Гида. Жаль времени было мало, но это беда всех экскурсий. В целом осталась довольна.
2.     Брали экскурсию в Пафос, через места выхода Афродиты на сушу (ох, будь я на ее месте, доплыла бы до Айянапы и вышла бы там, это место, где она вышло похоже не на самый хороший участок Черного моря). Больше всего запомнилось рассказ гида про обычную жизнь Киприота и фразу, что в государственных предприятиях зарплата в разы больше…  Экскурсия была от библиоглобуса. Осталась вполне довольна.
3.     Брали экскурсии на клубничную ферму, с последующим плаванием по морю к мысу Греко. Очень понравилась особенно вторая половина экскурсии. Хотя мы повидали и новорожденных козлят, и попили молоко настоящее и поели сыры и поучились из глины делать горшочки. До сих пор у меня один стоит дома. Второй экскурсией была в монастырь Кикос, находящейся в горах, а также в деревушку, где купили себе вышивку ручной работы. Так же я ездила на экскурсию в Ларнаку и Никосию. Все экскурсии были от Библиоглобуса, всеми осталась вполне довольна.
4.     Брала 2 экскурсии от библиоглобуса. Одну в Памукале - мне не понравилось ни чего, кроме купания в бассейне Клеопатры - вот там действительно чудесная вода, я была в восторге. Но в остальном... Слишком много народа. Слишком ужасные дороги в Турции (похожи на наши) и ужасные автобусы, а водители водят не важно. Вторая экскурсия была в Израиль, вот она мне понравилась. Хорошие дороги Израиля плюс качественные автобусы, плюс хороший водитель, да и сама экскурсия была познавательная. Минусом стало лишь то, что нас забыли забрать из Израиля и пришлось пару часов ждать пока, заберут.
5.     На этот раз экскурсия была всего одна, в остальные места я ездила сама. На самом деле можно было бы и туда поехать самой, но уж… Ездили в Монсерат. Но поехали не удачно, так как это был день забастовки работников железнодорожного транспорта, так что все фуникулеры не работали. Были там слишком мало, и это самый большой недостаток экскурсии. Еще один недостаток был в том, что из-за перекрытого участка дороги, нас высадили в соседнем городе от нашего отеля. В остальном гид понравилась, очень много нас развлекала. В общем в Монсерат нужно ехать самим, правда это можно сделать только из Барселоны.

Выводы:
Какая же поездка мне понравилась больше всего и в общем что можно взять положительного из всех мест.
Ну естественно, что Европа мне понравилась больше, она самая интересная в плане активного отдыха. Я очень люблю испанцев, за их язык, за их открытость, да и красавчики испанчики встречаются. Для тюленевого отдыха больше подошел бы отель Турции. Для любителей пляжа, несомненно лучшие пляжи, которые я видела, находятся на Кипре. Но так как я все-таки больше склоняюсь к активному отдыху, мне ближе Европа, тем более что там еще столько всего можно узнать, увидеть, потрогать, понюхать, сфотографировать, снять на видео, ощутить, оставить в памяти.