За последние годы актуальность территориального брендинга заметно возросла. На то есть как объективные, так и субъективные причины. Каковы они и как на этом заработать?
Давайте разбираться, а заодно рассмотрим новые бренды появившиеся за последний год.
Для чего же они нужны эти территориальные бренды?
Если это просто «логотип» населенного пункта, и предназначение его деловая документации, то надобность его сомнительна. Большинство городов уже имеют свою символику, часто качественную, иногда советскую, а иногда даже дореволюционные гербы. Если же речь идет о туристических брендах, то и тут всё не однозначно. Много ли у нас в стране туристических направлений? Немого. И новые появляются неохотно, даже если в их создание вкладывают огромные деньги.
В качестве отступления:
Click to view
Тем не менее, территориальный брендинг, и впрямь является инструментом повышения привлекательности региона. Конечно, первую очередь, туристической.
Национальные бренды
В прошедшем году хотелось бы отметить появление двух новых туристических брендов, Армении и Эстонии.
Если
армянский бренд можно назвать традиционным хоть и не сильно оригинальным, но всё же очень приятным на вид и хорошо проработанным,
то эстонский, так сказать, бренд, поразил всех своим «креативом» в самое «не балуйся». К слову, потратила Эстония на эти булыжники 200 000 € (
источник)
Click to view
Тем временем домаОтметился в прошедшем году главный подвижник территориальных брендов Артемй Лебедев, точнее студия имени его. Лебедев и его команда выдали «на гора» четыре бренда,
Хибины,
Санкт-Петербург,
Полтава и
Сатка Челябинской области. Не обошлось без скандалов, но это видимо традиция.
Кроме работ команды Артемия Андреевича, на свет появились и унылый логотип
Ангарска, безликий
бренд Сарапула, подозрительный
брендбук Астраханскойской области.
В связи с этим наметились и тенденции, местами, я бы сказал традиции.
Click to view
Так, например некоторые бренды или подозрительно похожи, если и не плагиат в чистом виде, то как минимум не оригинальны. Так например астраханский бренд удивительным образом похож на бренд города Порту.
источник Позор года - Крым
В профессиональном сообществе сказано об этом творении было много. Чиновники защищают, профессионалы ругают. Повторять, смысла нет. Скажу одно. Обидно за Крым. Он заслуживает лучшего.
Разработка туристического логотипа стоила бюджету Крыма в один миллион рублей.
По словам министра курортов и туризма Республики Крым Стрельбицкого, эта сумма минимальная, другие регионы РФ потратили на эти цели гораздо больше. Например, Калужская область - 1,6 миллиона рублей, Санкт-Петербург - 100 миллионов, Новосибирская область - 206 миллионов рублей, Омская область - 10 миллионов рублей
источник источник источник.
Не всё так плохо в нашем королевстве
В ноябре были представлены очень качественные бренды
Булгара и Свияжска. Права на брендбуки принадлежат Центру развития туризма Республики Татарстан. Стоимость каждого из них по 450 тыс. руб.
Отдельно хотелось бы отметить появление нового, неформального логотипа Сочи.
Источник И вот почему: это частный бренд, неформальный, и стать официальным, он не стремится. Скорее всего осознано. А значит деньги из бюджета на него не тратились. Да и сомневаюсь, что администрация Сочи захочет разместить на своих документах шашлык из сердец. А вот заменить набившую оскомину символику олимпиады 2014, и стать реальным туристическим символом Сочи этот бренд в состоянии. Он весёлый, сексуальный, озорной, вкусный... как отдых в Сочи. Он так и просится на сувениры. Или на другую продукцию: мёд, чай, сладости, дискотеки, кафе, рестораны, презервативы и т. д. Всё то, что интересно туристу. Отличный бренд для лицензионного рынка. То есть, то, к чему стремятся и остальные туристические бренды. Получится или нет, время покажет.
Интересно другое. Что это? Частный случай или тенденция, когда бизнес берёт инициативу по созданию туристического бренда целого региона?
Подождём - увидим.
Как заработать на территориальном брендинге?
Любая работа стоит денег. Вне зависимости от того, прямой это заказ или конкурс, создание бренда работа дорогостоящая. От $5 000 до $200 000, иногда и выше, в зависимости от задачи и региона.
Как правило, бонусы на этом не заканчиваются, и автор бренда получает подряды на разработку сопутствующей продукции. Это могут быть как сувениры, так и городская инфраструктура. Такое сотрудничество может длиться годами и быть полезной обеим сторонам.
В свою очередь для территорий это не благотворительность, а вполне холодный расчет. За счет внедрения бренда, они, как правило, ожидают увеличение туристического потока и как следствие поступлений в бюджет. Кроме того наиболее удачные решения могут приносить неплохой доход от сдачи бренда в аренду (лицензирование). Роялти на таких сделках колеблются от 0,5% по низкомаржинальной продукции и до 10-15% на некоторых видах сувенирных изделий.
Считайте сами и дерзайте.
взято
с NoNaMe