Последние десять месяцев валютный рынок Украины переживает настоящие катаклизмы: курс доллара не просто вырос в разы, но и продолжает оставаться нестабильным, пишет Елена Романюк в №44 журнала
Корреспондент от 6 ноября 2015 года. Отсюда постоянные скачки цен, паника среди населения и банкротство компаний, неспособных зарабатывать валюту.
А началось всё, напомним, в январе-феврале, когда национальная валюта успела девальвировать чуть ли не вдвое - сначала с 15,8 до 18, а потом и до 30 грн за $ 1 (по данным НБУ). Тогда наша страна действительно оказалась на грани финансового краха, который был вызван не просто паникой, а объективными макроэкономическими факторами, спровоцированными, в первую очередь, событиями на востоке Украины.
Избежать худшего сценария, по мнению многих экспертов, удалось благодаря жёстким и далеко не самым либеральным методам НБУ и Министерства финансов.
«На валютном рынке был введён ряд неприятных мер, которые создали неудобства как юридическим, так и физическим лицам, но позволили возобновить контроль над валютным курсом в ситуации, когда это уже казалось практически невозможным», - вспоминает независимый финансовый эксперт Владимир Ланда.
Трудно спорить, роль центрального банка, как бы его ни ругали, в стабилизации валютного рынка значительна. Ключевые меры, позволившие переломить отрицательные тенденции, были приняты им в конце февраля - начале марта. Они предполагали резкое повышение учётной ставки, увеличение обязательных резервов банков, определяли особенности осуществления валютных операций импортёрами и требования к банкам по покупке иностранной валюты. Таким образом регулятор одновременно добивался повышения спроса на национальную валюту и её «связывания» в условиях усиленного контроля над валютными операциями.
В итоге к маю курс гривни к доллару, по крайней мере официальный, стабилизировался и на протяжении мая-июня колебался в пределах 21,0-21,5 грн за $ 1.
В июле валютный рынок пережил ещё одно потрясение - за первую неделю месяца продажа доллара на чёрном рынке преодолела отметку 24 грн, а торги на межбанке показали движение курса к отметке 22 грн. Причиной столь резкой смены настроения стала пресловутая видеозапись sms-переписки депутатов Верховной Рады, в которой парламентарии обсуждали грядущий дефолт и способы сохранить денежные накопления после резкой девальвации гривни.
Как оказалось позже, народные избранники обсуждали ситуацию с российским рублём, но своё грязное дело их переписка таки сделала, а именно спровоцировала очередную панику среди населения: в июле украинцы купили валюты на $ 135 млн больше, чем продали.
Кроме того, гривня продолжала оставаться под давлением и в силу других факторов - скандального закона о реструктуризации валютных ипотечных кредитов, который на тот момент находился в подвешенном состоянии, политической нестабильности внутри страны, а также сложных периодов, которые переживали Греция и Китай.
Положительно повлияли на курс реструктуризация внешних долгов и продолжение программы МВФ по нашей стране
Положительно повлияли на курс реструктуризация внешних долгов и продолжение программы МВФ по нашей стране. 24 июля Украиной были погашены еврооблигации на сумму $ 120 млн, 23 августа - на $ 59,62 млн. А 27 августа Кабинет Министров и комитет кредиторов договорились о реструктуризации $ 19,3 млрд и списании 20% основной суммы государственного долга. Всё это, как и предполагали эксперты, укрепило курс в пределах 21,7-21,8 грн за $ 1 ещё на несколько месяцев, вплоть до октября.
Осенний бал-маскарад
Нынешний рост курса начался в Украине аккурат после выборов.
«Выборы - это всегда всплеск расходов для политиков и инъекция ликвидности для рынка. Конечно, на фоне слабого доверия к гривне любая инъекция гривневой ликвидности бежит в валюту», - отмечает Виталий Шапран, главный финансовый аналитик РА Эксперт-Рейтинг.
Также, по словам аналитика, повлиял на курс значительный объём выплат из Фонда гарантирования вкладов физлиц. По состоянию на 1 сентября сумма депозитов физических лиц в банках Украины, включённых в реестр фонда, достигла 355,4 млрд грн. Самые крупные выплаты были проведены по Надра Банку, VAB и Дельта-банку. Естественно, что, получив компенсации по депозитам, вкладчики предпочли конвертировать их в доллары или евро, что и создало повышенный спрос на валюту и дополнительное давление на валютный рынок.
Кроме того, порядком сотрясли рынок в октябре покупка газа и угля за рубежом, а также некое послабление ограничений на валютном рынке.
«С марта НБУ зажал рынок и, грубо говоря, просто сформировал курс как импортёрам, так и банкам. Теперь же он рынок чуть-чуть отпустил [в частности, в октябре смягчили ограничения по выдаче наличных средств в национальной валюте через кассы и банкоматы], и сразу пошёл спрос на валюту - сначала на межбанке, а потом и на чёрном рынке», - комментирует ситуацию в своём видеоблоге президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Теперь, по словам эксперта, всё будет зависеть от того, как НБУ будет снимать ограничения дальше.
«Поверьте, если бы Нацбанк сейчас снял все ограничения, то мы получили бы такой курс, как в марте. Если же он будет снимать их не спеша, мы будем иметь вялотекущий рост курса», - прогнозирует Охрименко.
К слову, ранее эксперт отмечал, что НБУ также поддерживает гривню, проводя валютные аукционы. В частности, покупая доллары по курсу ниже 23 грн, центробанк некоторое время не допускал девальвации национальной денежной единицы. Он намеренно выкупал валюту только по заявкам с удовлетворяющими его условиями. Таким образом, банки, если часть валюты не была выкуплена на аукционе, вынуждены были продавать её непосредственно на межбанковском рынке. Как результат, незначительное, но всё же укрепление гривни.
Впрочем, такой политики Нацбанка хватило, очевидно, ненадолго. Уже 3 ноября НБУ установил официальный курс гривни на уровне 23,0152 грн за $ 1 (наличный валютный рынок при этом в середине дня демонстрировал котировку 24,1-24,23 грн за $ 1). Таким образом он преодолел психологический барьер 23 грн.
Чего ждать
Но даже после роста официального курса доллара, резкой девальвации гривни практически никто из участников рынка не прогнозирует. По мнению экспертов, украинская валюта может постепенно подешеветь до 24-25 грн за $ 1, не более. Ведь объективных предпосылок для её дальнейшей девальвации нет.
«Факторы, которыми объясняют рост курса, - местные выборы, выплаты Фонда гарантирования вкладов, репатриация валютной выручки- в условиях продолжающегося сдерживания гривневой массы и небольшой инфляции не способны объяснить десятипроцентное изменение курса в течение месяца. Поэтому до конца года гривня может отыграть часть октябрьского падения», - считает Ланда.
Правда, эксперт подчёркивает, что о существенном укреплении украинской валюты речь также пока не идёт.
«Оснований для курса ниже 22,5-23,0 грн за $ 1 по-прежнему нет, впрочем, как и для её обесценивания в ближайшее время. Нужно понимать, что предыдущий валютный кризис наложил отпечаток на деятельность НБУ, и теперь регулятор не станет либерализировать валютный рынок до тех пор, пока не получит полной уверенности в том, что эти меры не будут угрожать стабильности валютного курса», - предполагает эксперт.
В том, что удержать гривню можно, уверен и доктор экономических наук, профессор Алексей Плотников.
«Курс даже технически нельзя разболтать, потому что есть какое-то равновесие, валютный рынок насыщен», - говорит профессор.
Похоже, уверены в стабильности национальной валюты и во властных структурах страны. Например, 8 сентября министр финансов Наталия Яресько заявила журналистам, что курс доллара в следующем бюджете заложен на уровне 22,4 грн. А 3 ноября глава Нацбанка Валерия Гонтарева на совещании с топ-менеджерами крупнейших банков заверила, что у НБУ «есть соответствующий инструментарий и международные резервы для снятия безосновательной напряжённости на валютном рынке». По её словам, нервозность на валютном рынке наблюдалась перед местными выборами.
«На прошлой неделе мы дважды объявляли о проведении интервенции на межбанковском рынке, однако ни одной заявки от уполномоченных банков на покупку валюты не было получено. 30 октября и 2 ноября мы вышли на межбанковский рынок с аукционами, на которых продали $ 67,5 млн», - рассказывает Гонтарева.
Она подчеркивает, что НБУ продолжает придерживаться гибкого курсообразования.
«Но оснований для более значительных курсовых колебаний, чем в течение последних месяцев, мы не видим», - считает глава НБУ.
В то же время интересно, что МВФ оптимизм украинцев, похоже, не разделяет. По прогнозам фонда, до конца года курс гривни к доллару составит 23,5 грн, а за пять лет постепенно вырастет до 25,5 грн.
Кстати, не исключает дальнейшего роста курса и Шапран.
«Поскольку у нашей страны преимущественно сырьевой экспорт, думаю, что девальвация продолжится, как и реакция рынка на острые политические события. Поэтому можно ожидать широкий коридор колебаний курса в рамках максимумов 2015 года, то есть 23-30 грн за $ 1», - прогнозирует он.
В свою очередь Охрименко в своем видеоблоге заметил, что одним из острых политических событий считает арест Геннадия Корбана.
«Это действительно политический катаклизм. Он абсолютно не нужен - этот скандал, эти политические интриги. Поэтому, если вы спросите меня о курсе доллара сейчас, я отвечу: «Не знаю». Может быть больше 30 грн за $ 1? Может. Может быть обвал? Да. По той простой причине, что в стране происходит политический катаклизм», - объясняет свою позицию эксперт.