В очередном блокбастере братьев(бывших братьев - прим. авт.) Вачовски есть всё: и девушка, которая чистит туалеты, а потом вдруг становится королевой самого знатного рода во Вселенной, и принц на летающих роликах, который появляется всегда в нужный и самый последний момент, и злодеи, которые не в состоянии убить героя, когда тот оказывается у них в плену, и стандартный счастливый финал всей этой эффектной и абсолютно несуразной истории, которая длится более двух часов.
Обилие всех этих голливудских штампов создатели попытались сгладить красивым и динамичным видеорядом, который представляет ценность лишь для кинотеатров в формате 3d. В остальном фильм получился весьма посредственным с перетёртым до дыр и до косточек сценарием, что делает сюжет крайне предсказуемым. Угадывается всё: от взаимной симпатии двух главных героев до моментов появления спасителя новой королевы. Есть пара идей и подтекстов, которые пронизывают фильм (о них в видеообзоре в конце статьи), но хотелось бы затронуть несколько иную тематику.
Многие сравнивают «Восхождение Юпитер» с легендарными «Звёздными войнами», но «Звёздные войны» - эпохальное кино, где есть целая философия джедаев, где проработаны и представлены в мельчайших деталях персонажи и целые народы со своей историей и мировоззрением, бытом. В «Восхождении» же всё как-то очень скомкано, всё кратко, вскользь. За обилием событий и боевых действий не удалось толком развернуть хоть какую-нибудь мало-мальски интересную историю, через которую можно было бы проследить рост и становление героев, трансформацию их мировоззрения и отношения к происходящему во Вселенной. Есть просто сражения, непонятно за что и непонятно для каких целей.
Тем не менее, Вачовские в очередном своём творении затронули две очень важные проблемы, а именно: проблему избранности главного героя и проблему построения Вселенной.
Во многих фильмах западного производства можно увидеть следующую картину: живёт себе человечек, живёт, чистит туалеты или проводит время в комнате под лестницей и т.п., а потом вдруг - бац!!! Приходят неизвестные дяди и говорят, что он - избранный, его переносят в другой мир, где от былой ничтожности не осталось и следа, все благоговеют перед его могуществом или титулованностью. Примеров таких очень много: «Гарри Поттер», «Пятый элемент», «Хроники Нарнии», «Седьмой сын», «Восхождение. Юпитер» и т.д.
Вопрос: а чем, собственно, этот герой заслужил свою избранность?
Возьмём, к примеру, Гарри Поттера. Он - избранный лишь потому, что он - «мальчик, который выжил», то есть мальчик, которого не смог убить Волан-де-Морт (Волдеморт). Но то, что Гарри выжил - вовсе не его заслуга, а его матери. При этом все окружающие решили, что именно Гарри Поттер победит Волан-де-Морта, хотя сам Гарри не отличается выдающимися способностями волшебника. Его способностями можно назвать лишь отвагу, смелость, нежелание мириться со злом и с несправедливостью. Но эти способности, они вызваны чем? Тем, что окружающие постоянно твердят, что он - избранный, или же это его внутреннее состояние? Ведь он не проявлял подобных способностей, когда жил у своих дяди и тёти в комнате под лестницей, и спокойно мирился с несправедливостью. Если человеку постоянно твердить, что он - избранный, то, скорее всего, он и сам начнёт в это верить.
Таким образом, справедливо возникает вопрос: а заслужил ли он свою избранность, исключительность? Что он на самом деле сделал, чтобы стать таковым? Или он был просто выбран на роль избранного, исполнителя определённой миссии отдельной группой лиц, обществом или социальным слоем?
То же самое происходит и в фильме «Восхождение. Юпитер» - главная героиня по имени Юпитер Джонс в обычной жизни не проявляет никаких характеристик героя: чистит туалеты, убирает дома и квартиры, собирается продать яйцеклетку и на вырученные деньги купить телескоп. Зачем он ей, кстати, по фильму совсем непонятно, то есть не создан образ девушки, увлечённой астрономией. В своей обычной земной жизни Джонс не проявляет никаких качеств героя, скорее, весь её образ жизни говорит о том, что она крайне неэффективна по жизни, и неважно как эта жизнь и как этот мир устроены. И тут приходят дяди и говорят: «Ты, Джонс, - королева самого знатного рода во Вселенной». И всё, чем она обязана своему титулу - это генетический код, согласно которому она и есть королева в новой инкарнации. По сути в подобных сюжетах нарушаются причинно-следственные связи: у зрителя формируется впечатление, что герой - это не тот, кто прошёл определённый путь становления и духовного роста, а просто тот, кого случайным образом назначили спасать мир.
В одном из последних голливудских блокбастеров «Седьмой сын» тоже абсолютно отсутствует предыстория становления главного героя, прежде чем он оказывается «избранным». Есть момент, когда звучит такая фраза: «Таких, как ты, ещё не было», так как он - не просто седьмой сын седьмого сына, но и ещё сын ведьмы, то есть он - сын ведьмы и одновременно ведьмак, который должен бороться с ведьмами. И в этом заключается его исключительность…
Фильм «Кингсман. Секретная служба» повествует о таком же типе героя. В обычной жизни главный персонаж Иджи не отличался особыми качествами героя и представлял собой крайне деструктивный элемент: угонял машины, воровал, торговал наркотиками. Но это никак не помешало агенту Харту увидеть потенциал в молодом и хулиганистом пареньке. Как только он смог его разглядеть? Вопрос остаётся открытым. Иджи, конечно же, потом по сюжету превращается в настоящего героя, готового рисковать собой ради спасения мира. Но что мешало ему в обычной жизни проявлять бытовой героизм? И снова не те масштабы…
В противопоставление герою «Кигнсмана» можно вспомнить героя фильма «Принц Персии. Пески времени». Принц Персии Дастан был выбран Царём «за храбрый поступок, совершённый мальчиком-сиротой», он не только проявил ловкость и находчивость в попытке оторваться от преследования воинов царя, он ещё и вступился за такого же, как он, мальчугана. Это ли не геройский поступок?! И благодаря этому поступку Царь берёт его в семью, видя в нём благородство и доблесть.
«Пятый элемент» несколько выбивается из данной категории, так как Корбен Даллас исключителен не по праву рождения, а по своему опыту ведения войн, но скелет сценария, на который нанизывается сюжет, абсолютно такой же. Приходят дяди и говорят: «Корбен, ты - единственный, кто способен спасти планету от уничтожения». Возникает вопрос: почему он один? Неужели это не может быть команда, таких же, как он, которая не вся погибнет в конце, как обычно, а проявит коллективный дух, покажет свою слаженную работу, в результате которой все останутся живы, а цели операции будут достигнуты? Но, нет, в подавляющем большинстве западных фильмов герой-одиночка сражается со злом. И даже команда «Мстителей» больше похожа не на коллектив, а на команду «героев-одиночек».
Отдельно стоит упомянуть Нео тех же братьев Вачовски. Надо сказать, что Нео выгодно отличается от предыдущих персонажей. Во-первых, ему никто не говорит, что он - избранный. В его избранность верит только Морфеус. Пифия же говорит, что он может таковым стать, но это его личный выбор. Сам Нео не верит в свою избранность. И ему предстоит выбирать: взять на себя ответственность и стать избранным или же испугаться и остаться обычным человеком. Он даже Морфеуса, по сути, идёт спасать лишь потому, что не верит в свою избранность и считает, что Морфеус зазря жертвует собой. Нео в этом смысле гораздо в большей степени соответствует званию настоящего героя, который к тому же почти никогда не действует один.
Из этого ряда «случайных героев» в лучшую сторону выделяется и персонаж из комиксов «Железный человек», который как герой сделал себя сам: сам себя спас от смерти, разработав специальный ядерный реактор и поместив его себе в грудь, создал костюм железного человека, дни и ночи проводя в лаборатории. Кроме того, после своего освобождения из плена он не просто возвращается в «нормальную жизнь» миллиардера, но, осознавая свою роль хотя бы в безопасности собственного государства, совершенствует свой костюм и берёт на себя бремя ответственности в борьбе со злом. Да, фильм «Железный человек» напичкан американской пропагандой: мелькающие флаги, избранность американской нации, антироссийская пропаганда (вторая часть «Железного человека»), вторжение без согласования Совбеза ООН на территорию стран Ближнего Востока и т.д. Но герой выглядит действительно героем, он своим трудом и умом заслужил этот титул. То же относится к Бетмену.
Итого по вопросу избранности:
В этом сюжете про избранного, кочующем из фильма в фильм, видятся следующие посылы:
Сиди ровно, мирись со своей жизнью обычного смертного и, может быть, когда-нибудь придут «хорошие дяди» и выберут тебя на роль героя. А бытовой героизм, стремление наладить жизнь простых людей - это никому не интересно, не те масштабы. Верьте этому и миритесь с несправедливостью сегодняшнего дня.
Формирование эго-центристского мировоззрения и отражение уже существующего эго-центристского мировоззрения в западном мышлении, согласно которому: «Именно меня ждёт удача, именно мне суждено подняться наверх из простолюдина в героя, которому предстоит вершить судьбы мира».
Исходя из вышеизложенного, можно смело сделать вывод, что Юпитер Джонс, как и многие прототипы избранных из других фильмов, по своим внутренним качествам не готова на роль избранной, не готова быть героем, что и подтверждается её поведением. Она спасает СВОЮ семью, СВОЮ планету, а на то, что происходит во Вселенной ей, в общем-то, плевать, а ведь она - королева и могла бы многое сделать на пользу ВСЕГО МИРА. На других «отсталых» планетах тоже проходят жатвы, их что, не надо прекращать? «А оно мне надо, пойду лучше с любимым на роликах полетаю…»
Вторая проблема - проблема построения Вселенной в целом.
Это крайне серьёзная тема, которую попытались затронуть братья Вачовски. Почему попытались?! В фильме звучит монолог одного из представителей высшего рода во Вселенной Балема Абрасакса:
«Жизнь - это процесс потребления, Юпитер. Жить - значит потреблять. Сейчас человеческие существа на твоей планете - это просто ресурс, ожидающий превращение в капитал. И всё это предприятие в целом - лишь частица в бесконечном и прекрасном механизме, созданном эволюцией с одной единственной целью - приносить доход… Моя мать заставила меня понять, что ЛЮБОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - ЭТО ПИРАМИДА, ГДЕ ВСЕГДА ОДНИ ЗНАЧАТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДРУГИЕ. Лучше принять этот факт, чем делать вид, что это не так».
Если эта точка зрения Вачовски на человеческое общество, выраженная устами Балема Абрасакса, то с ней можно и нужно не согласиться. Есть масса примеров обществ, племён, социальных групп, диаспор, где люди выстраиваются в совершенно иные социальные структуры и существуют в равенстве и согласии без всяких пирамид и элитарных прослоек. Причём самый опасный момент в данном кино, что эта толпо-элитарная модель общества, столь характерная для нынешней цивилизации людей, проецируется на всю Вселенную. Неужели всё так плохо во Вселенной?! Неужели во Вселенной не может править честь и добродетель? Неужели во всей Вселенной нет более высокоразвитых существ (в первую очередь, духовно), которым не нужны все эти атрибуты успешной жизни: власть, могущество, деньги, имущество, социальный статус и т.д. и т.п.?
Не хочется верить, что мир таков. Ведь слово «мир» не случайно имеет два значения: мир в смысле окружающей действительности и мир в смысле дружбы и отсутствия войн. И один невозможен без другого. Хочется верить, что там, в космической бездне, среди звёзд, ледяного вакуума и чёрных дыр, на расстоянии десятков-сотен световых лет, нас ждут с распростёртыми объятиями такие же разумные существа, и там царит мировая общевселенская дружба.
Насилие: Многочисленные сцены баталий, убийств, разрушений.
Секс: Отсутствует. Но затрагивается один важный аспект: героиня Юпитер в начале фильма для того, чтобы купить себе телескоп хочет продать яйцеклетку за деньги. Очень похоже на очередную попытку внедрения в наше сознание обыденности данной процедуры: подумаешь - яйцеклеткой больше, яйцеклеткой меньше, мужчины же сдают своё семя за деньги, почему бы и женщинам не делать то же самое. Но, в отличие от мужчин, у женщин яйцеклеток ограниченное количество и с возрастом в результате любых стрессов, болезней, употребления алкоголя, курения и прочих факторов количество их только уменьшается. Кроме того, сама процедура может очень неблагоприятно отразиться на здоровье женщины, поэтому её “реклама” в подобных фильмах ничего хорошего не несёт.
Наркотики: Отсутствуют
Мораль: Любое общество разумных существ неизбежно выстраивается в иерархию, где «одни значат больше, чем другие» и поедают друг друга ради выгоды и ради «места под солнцем».
P.S. Рекомендуем также ознакомиться с видеообзором проекта Правдозор ТВ, раскрывающим возможный второй смысловой ряд фильма «Восхождение Юпитер»:
Click to view
Источник