Практическое пособие для начинающих бороться с коррупцией.

Aug 21, 2009 00:12

Вместо эпиграфа.
Говорят, что парижские купцы
в 1804 году предложили Талейрану
взятку 10 тыс. золотых франков с
обещанием, что об этом не узнает
ни одна живая душа. Талейран
сказал: «Давайте двадцать тысяч и
рассказывайте кому угодно».

Поскольку, не смотря на все призывы, борьба с коррупцией в России никогда не доходила до реальной схватки с этим общественным злом, то к разряду «начинающих» в нашей стране можно отнести буквально всех.
Достаточно очевидно, что частота и интенсивность взяткодательства и взяткопринимательства полностью определяется уровнем эффективности этих форм деятельности для участников криминального взаимодействия. Та вакханалия мздоимства, в которой Россия живет уже не одно столетие, объясняется в первую очередь тем, что взятка выгодна обеим сторонам обмена денег на противоправное деяние.
Для борьбы со злом надлежит кардинально изменить сложившееся положение, а именно: сделать взятку убыточной.
Почему на Западе берут много реже?
Потому, что взятка там обходится крайне дорого - взяточничество не эффективно. Потенциальные материальные потери полицейского, попавшегося на взятке, МНОГОКРАТНО превышают ее реально возможную сумму. Именно здесь и находятся корни западного моралите.
Времени, в течение которого реально действуют экономические условия, создающие антикоррупционную среду в странах западных демократий, прошло достаточно много. Изменилась ли за этот период человеческая психология?
Ничуть.
Попадая в иное экономическое пространство, в условия, где можно решать проблемы с помощью потворства мздоимству, западные предприниматели ведут себя абсолютно адекватно этой ситуации.
Они активно дают и готовы брать.
Экспаты мгновенно начинают понимать, что такое «откат» и кто такая эта самая «крыша». Горе тому российскому предпринимателю, который будет строить свои отношения с западным бизнесом, исходя из презумпции его законопослушания. Очень опасное заблуждение. Поверьте опыту.
Вывод. Сделайте в России взятку невыгодной, и здесь наступит эра относительной (как на Западе) честности. Именно так.
И не как иначе.

Можно математически описать те границы, в которых будет находиться величина любой взятки:

П > В > К (М+Н+Т)

Понятно, что сумма взятки (В) должна быть меньше материальной выгоды взяткодателя (П) и больше величины потенциальных потерь, зависящих от коэффициента латентности взятки, или уровня неотвратимости наказания - К, материального урона (конфискации, например) - М, нематериальных т.е. моральных потерь, своих и окружения взяточника - Н, и времени жизни взяткополучателя в местах не столь отдаленных - Т в случае его разоблачения.
Дальше понятно.
Можно воздействовать на все компоненты этой формулы. Можно повышать жесткость наказания (Т), как это было сделано в Гонконге, правительство которого поставило (и РЕШИЛО!) задачу искоренения коррупции.
Коррупция в Гонконге в середине прошлого века была по масштабам не ниже российской, образца начала ХХI века. К тому же, как и у нас в стране, подавляющее большинство граждан Гонконга считали ее неизбежной и вечной.
Была создана независимая комиссии против коррупции (Independent Commission Against Corruption.). Эта комиссия обладала поистине огромной властью. Её полномочия были, по меркам любой современной демократической страны просто чудовищны: начиная от несанкционированных выемок документов, до применения моратория на применение принципа презумпции невиновности в отношении некоторых подозреваемых.
Была разработана и реализована программа информационного обеспечения компании борьбы. Именно эта программа разрушила веру населения Гонконга в то, что коррупция будет существовать всегда.
В обществе сложилось устойчивое осуждение этого явления.
В итоге, коррупция в Гонконге была побеждена.
На это ушло более десяти лет.

В условиях демократического общества борьба с взятками, это планомерная работа по увеличению их, приемлемого для взяточника (но не взяткодателя) размера.
Идеальна ситуация при которой размер взятки, обусловленный компенсацией потенциальных потерь взяточника, становится много больше того, что готов предложить потенциальный взяткодатель. То есть дать можно, но надо давать так много (как на Западе), что это не окупается ни при каких обстоятельствах. Мздоимство начнет снижаться только при условии, когда эта деятельность потеряет такую явную (как сегодня) финансовую привлекательность.
В представленной выше формуле важен каждый компонент в ее правой части.
Но все прочие меркнут перед коэффициентом неотвратимости наказания. Наказание может быть любой степени суровости, но если оно декларативно - грош цена всей борьбе.
Таким образом:
1.Потенциальный взяточник должен иметь то, что он может потерять.
2.Степень вероятности разоблачения (неотвратимость наказания) должна стремиться к единице.
Это самое главное.

Есть несколько простых приемов, с помощью которых можно достаточно быстро обуздать взяточников.

Для борьбы с казнокрадами - введите выборочную (через случайную выборку) ревизию контрактов на выполнение госзаказов. Согласие на ее проведение должно быть неизбежным условием заключения договора. Создайте фирмы-контролеры, получающие вознаграждение в виде процента от величины выявленных нарушений. Откаты станут не золотыми - бриллиантовыми.

Самое действенное средство в повышении цены взятки - возможность провокации. Законодательно закрепленная возможность спровоцировать на взятку - снизит количество берущих в РАЗЫ!.

Как узнает потенциальный взяточник о вероятности разоблачения? Правильно: из СМИ. Отсюда роль этого элемента общественной борьбы.
И немаловажно: у взятки не должно быть срока давности.

Успехов в борьбе.

взятка, управление, коррупция, бизнес, Россия

Previous post Next post
Up