СВАРА,
Протиши (тишины) нет в доме, все брань да свара (это из словаря Даля).
«Наука знает много гитик» - слышали, наверное. Белиберда, а практический смысл имеет.
Журналистика знает много жанров. Это, похоже, сегодня тоже белиберда --жанры журналистики смысла сегодня не имеют.
Какое ТВ не посмотришь, какую газету не возьмешь в руки - сплошная сивая пластилиновая муть. Каждый пыжится что-то этакое из себя вывернуть с кандибобером, что бы полный пердимонокль получился…
В простоте ни слова, ни полслова, все с замыслом и вымыслом, с затеей и умыслом тайным одному автору ведомым.
А заголовки? Любо дорого читать. Каждый - перл. Почитайте заголовки статей о катастрофах с человеческими жертвами - ерничанье и гнусь.
Начиналось все с «Московского комсомольца». А сегодня - повально. Все, и самые респектабельные издания тоже - изголяются. Словом, кто во что горазд.
В годы моей ранней молодости было у нас занятие шутейное.
Смыл его был в том, что в компании бралась газета «Правда» и заголовки из нее представлялись в качестве подписей под фотографией, на которой запечатлен половой акт.
«Ударные темпы».
«Ни минуты простоя» и все в таком духе. Почему-то лучшие варианты давала «Правда» и понятно - «Советский Спорт».
Сегодня тоже неплохо: «Мандат подшивают к партбилету» или «Американец качает англосаксонское право». Это - «Коммерсант»
«Залатать «черную дыру» - это уже сегодняшние «Ведомости».
Ничего не меняется, хотя и все проходит.
Да, я, в общем-то, не об этом.
Сегодня хочется поговорить о жанрах нашей журналистики.
Сегодня самым распространенным стал новый, ранее неведомый жанр - свара.
Свара - это такой способ демонстрации своего негативного отношения к кому или чему-либо.
Раньше этим жанром в совершенстве владели бабы, которых так и называли: «сварливые». Образ одной из виртуозов этого жанра - Трандычихи, запечатлен в оперетте «Свадьба в Малиновке».
Свара подразумевает обилие бранных слов, не связанных в единую смысловую канву повествования и не преследующих какой-либо иной цели, кроме как побольнее уязвить объект сварливого глумления.
Если кто-то еще не освоил этот жанр, даю установку.
Тема значения не имеет. Подходит любая. Главное знать прием.
Итак. Начинаем с запева: все плохо было всегда, но сегодня просто «ж…а». Затем развиваем. Здесь годится все. Клинтон отказалась приехать. Украина не платит. Разбился военный самолет. В Ингушетии покушение.
Продолжать не буду.
Суть вы, я думаю, ухватили. Создается солянка и для нее любой ингредиент годится, поскольку вы - повар и вам этого не есть.
Правда, есть еще некоторые хитромудрые средства, отличающие опытного сварыгу от начинающего. Опытный, он обязательно что-нибудь свяжет с Путиным или, на худой конец, с Медведевым.
Делается это так.
Пишите вы о том, что овес в этом году будет дорог. И здесь самое место указать, что троюродный брат второй жены зятя дяди Путина регулярно жрет овсянку.
И конечно связь в читательском сознании сразу и возникает. Родственники потребляет, и продукт дорожает.
Все ясно.
Или вы пишите про искусство.
Нельзя пройти мимо и не напомнить, что Путин посетил выставку Глазунова. Как это он мог - до сих пор непонятно. ПОЗОР.
А если бы не посещал, а вам надо написать про то же самое искусство.
То вы и пишите: вот ведь (эпитеты проставите сами) Путин, даже в мастерскую к Глазунову не заглянул ни разу. ПОЗОР.
Мастера жанра «свара» стараются не без успеха. Сегодня у них миллионы последователей и подражателей. Возьмите любой сайт и прочитайте сообщения на форумах.
Читали? Это что-то с чем-то.
Поскольку с русским-письменным у всех плохо, то свару в Интернете пишут на тарабарщине, именуемой «албанским» языком.
Очень удобно. Вроде и неграмотный, и, одновременно, продвинутый.
К чему я все это?
А к тому, что чиститься нам пора.
Пора заводить места в Интернете, бумажной и электронной журналистике, где будут правильно по-русски писать и говорить осмысленные вещи, а не размещать на публике продукты распада своей животной злобы.
Гадливая мода на свару рано или поздно пройдет.
Верю я в это.
Фото номера:
ЗВЕРЮГА.