«…одной любви музыка уступает,
но и любовь - мелодия»
А.С. Пушкин.
Признаюсь сразу: о музыке я знаю много больше, чем понимаю в ней.
Музыка - с позиций экономиста - странная отрасль искусства.
Все прочее искусство: живопись, скульптура, архитектура, со временем только растет в цене.
Классическая музыка практически free of charge.
Но ей повезло в ином. Она звучит там, где объединяются стремящиеся к ней. Редкий мелофоб отважится на то, что бы запечатлеть себя в пространстве заполненном Девятой симфонией Бетховена. Не выдержит. Не сдюжит.
Иным искусствам повезло меньше.
С музыкой, ох, как все не просто.
Она для кого пишется?
Для слушателей? Для тех, кто созрел в желании и возможности ее понять и воспринять?
Если бы все было так элементарно…
Калининград.
Кафедральный собор Кёнигсберга.
Могила Канта за железной решеткой.
Музей Канта.
Дверь неприкрытая. Звучит орган.
Прохожу. Сажусь.
Зал мест на пятьсот пуст.
Я - один. Музыка для меня.
Конечно это Бах.
Что делает органист?
Может быть репетирует? Но, возможно, что просто, для себя…
Теперь и для меня. Бах только для меня.
А для кого писал Бах?
Для полуграмотных бюргеров, сходившихся на мессу в собор каждое воскресение?
Бах двадцать пять лет свои фуги и оратории (понятно, что только фрагменты) в церкви Св. Фомы в Лейпциге. Значит, были прихожане, которые десятки лет слушали только Баха.
Они были обречены слушать Баха.
А Бах был обречен писать свою музыку для этих людей, которые то, что они слышали, музыкой, скорее всего, и не считали. Музыка была для них вне собора. А здесь было иное. Что? Что думали эти ремесленники и крестьяне, слушая Баха? Не знаю.
А что думал Бах?
Ни намека на понимание: пришли - прослушали - ушли. Ни аплодисмента, ни шиканья . Чинно и чопорно. Из недели в неделю. Всегда.
Так для кого же писал Бах?
Для себя?
Работа практически без обратной связи.
А результат?
Великий. Невообразимый.
Пятый евангелист.
Не ручей, а океан.
Шестое доказательство Канта основывается на установленной им связи между человеческой свободой и Богом.
Признавая свободу, мы признаем силу, стоящую над необходимостью.
Это мысль Канта, как ее понимаю я.
А Бах для меня, это - воплощение этой мысли в музыке.