7 апреля на экраны России выходит фильм Юрия Кара «Мастер и Маргарита». В Москве фильм пройдет в восьми кинотеатрах по два сеанса в день, нет, простите, в Теплом Стане их будет аж четыре.
Прокатчики, как и букмекеры не ошибаются - таков спрос.
Что происходит?
Мистический, культовый роман, лежащий в основе сценария, скандальнейший фильм, ждавший выхода с 1994 года в связи с интригой ссоры между его создателями, великие и замечательные актеры… и итог: «КАРО Фильм Киргизия», Новогиреево, 11-20 и 17-40.
ВСЕ.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован в журнале «Москва» в 1966-67 годах. Мне он достался поздно - в 70-м впервые подержал в руках полуистертые страницы этой журнальной версии романа.
Я хорошо помню, как в 1988 году я гладил, купленную книгу избранных произведений Михаила Афанасьевича, не веря своему счастью: у меня есть СВОЙ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»!!!
Сегодня роман представлен в моей библиотеке во множестве вариантов. Но любовь к нему не ржавеет. Слова: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…» - все так же, как прежде, подбрасывают мой сердечный ритм.
И все же, что произошло? Где общественный интерес к культовому роману? Куда он делся? «Прошла любовь - завяли помидоры»?
Да, наверное, где-то так.
Хорошо, начнем сначала.
О чем этот роман?
Вопрос - сложный.
Но, может быть, кто-то знает, зачем Воланд появился в Москве?
То-то и оно, нет у Воланда никакой причины. Как нет причины наказывать хоровым пением ни в чем не повинных служащих и выставлять на посмешище завлеченных в новомодную лавку посетителей варьете.
Кажется, что ответов на вопросы «за чем?» и «за что?» в романе нет - одна дьявольщина, чертовщина…
Зайдем с другой стороны.
А кто такой автор романа - Михаил Булгаков?
Сложнейшая личность.
Талантище.
А человек каков?
Тяжелый.
В Москве он одинок - друзей для фигуры такого масштаба раз-два и … : Лямин, Ермолинский, Топленинов, Попов, Плотников.
Вам что-нибудь говорят эти фамилии?
А кто против?
Авербах, Блюм, Вакс, Гольденберг, Дан, Фадеев, Вс. Вишневский, Ермилова, Ник. Никитин.
Мало?
Еще и Мейерхольд, Наталия Сац, Юрий Олеша, Михаил Яншин.
Что писали?
"Такой Булгаков не нужен советскому театру".
"Постановка пьесы "Бег" - это попытка … показать написанную богомазом икону белогвардейских великомучеников".
"Уборщик Зойкиной квартиры".
И конечно не забудем наркома Луначарского: "Атмосфера собачьей свадьбы" - это его рецензия на "Дни Турбиных".
Вот такое соотношение: «Против меня был целый мир - и я один».
Почему не разорвали?
Сталин не позволил.
Сталин уравновесил.
Булгаков с искренней гордостью носил почетное звание: «Единственный советский литератор, с которым товарищ Сталин говорил по телефону»
По поводу «Сталин и Булгаков» можно посмотреть -
http://www.viperson.ru/wind.php?ID=628941&soch=1 Здесь приведу только одно высказывание М.Булгакова, которое стоит многих томов исследований его жизни и творчества: «… по счастью мне позвонил генеральный секретарь... Поверьте моему вкусу: он вел разговор сильно, ясно, государственно и элегантно».
Но пришло время, и он все понял. Вкус его подвел.
Говорят, что против душевной боли нет лекарств.
Булгаков решил сварить такое снадобье. Для себя.
Да, именно им, этим средством от нестерпимой обиды на такую жизнь, и был роман-месть «Мастер и Маргарита».
Это - роман о наказании. О наказании за несправедливость. Ее градус в Москве вокруг Мастера так высок, что это привлекло внимание дьявола. Нарушено равновесие и Воланд появляется для того, что бы покарать обидчиков Мастера. Он приходит и наказывает всех. Одних за подлость, других за равнодушие. И для баланса - Мастеру отписан бархатный покой.
Так ли это, как я здесь написал, знал только Булгаков.
Но, то, что именно так прочли его роман миллионы советских интеллигентов - абсолютно точно. Они увидели в романе то самое, такое необходимое им самим лекарство. Время, потраченное на чтение романа об авторе книги о Понтии Пилате, было кратким периодом погружения в сказку о торжестве справедливости.
У нас были боли Мастера. И мы их так… нет, не лечили, мы их так глушили.
Сегодня или боли мягче, или другие снадобья появились.