КИНО. КРАЙ.

Nov 01, 2010 00:32

Кино смотрю редко. Тем дороже каждое новое впечатление.
Сегодня посмотрел «КРАЙ» А. Учителя.
Возникли мысли. Решил поделиться.
«Давно ожидаемый «Край» не став шедевром, больно задел и растрогал» - написала одна из рецензенток (Lena Fadeeva) на kinopoisk.ru.
У меня иное: не задел и не растрогал.
Разницу можно списать на мужскую толстокожесть, но думаю, что дело здесь все-таки в ином.
Lena Fadeeva написала, что ей показали реалии малопривлекательной сталинской послевоенной действительности.
А у меня сложилось впечатление, что я посмотрел плохую сказку.
Беда в том, что в этом фильме неправда все.
Я не о том подвиге, достойным Геракла, который сотворил главный герой вместе с неожиданно обнаруженной, прожившей всю войну на острове, немкой. Сюжет с паровозом, летящим по ломающемуся мосту, где-то (скорее всего в каком-то американском фильме) я уже видел.
Важнее иное. Волею авторов действо перенесено в то место, где, как может показаться неискушенному зрителю, проходила граница, край советской власти. Власть эта, здесь на КРАЮ вроде как есть, и очевидно, что ее здесь нет.

КРАЙ, это как бы, территория СССР 1945 года. А на самом деле - поселок анархистов.
Здесь совершаются совершенно удивительные вещи. Занимательная деталь - на этом краю земли, в лесу, в конце войны крыши крыты железом (!). И абсолютно невероятное - это железо можно снять и продать. Придумайте что-нибудь иное: людей о двух головах, бородатых трехгрудых женщин… - во все это я поверю. Но в саму возможность при советской власти украсть и совершенно открыто продать железо с крыши жилища поселкового начальника - не верю.
Одинокий однорукий начальник - единственный представитель власти. А все вокруг заняты тем, что постоянно пьют самогон. Как он, бедолага, мог сохраниться в этих условиях? Ему не только руку, обе ноги и голову должны были открутить по пьяни расконвоированные жители этого благословенного поселка.
Апофигей фильма: в поселок, где живут полузеки, приезжает большой начальник по кличке «Фишман».
Один приезжает.
В 1945 году.
Он не просто герой. Он должен был быть трижды, да что там трижды - четырежды героем Советского Союза, если бы отважился на такую поездку.
В этом фильме неправда все.
Начиная от интонации и кончая фактологией.
И в общем-то это неудивительно.
Появился целый пласт мирового киноискусства, создающий новую иллюзию - иллюзию историческую. И А.Учитель, в этом смысле, находится со своим фильмом в мейнстриме.
Помните фильм «Триста спартанцев»?
В нем нам показали первых борцов за победу демократии во всемирном масштабе. Правда это? Для тех, кто ничего не слышал о Спарте до появления этого фильма - правда. Они с этой правдой живут и умрут с ней же.
А. Учитель показал нам точно такую же «правду».
И эта его «правда» - гнилая.
Гнилая она потому, что она создает иллюзию слабости существовавшего при Сталине режима. Эта «правда» оклеветала тех, кто жил в это время, поскольку они все, поголовно, после демонстрации подвигов героев фильма, выглядят последними трусами. Нужно-то было: всего ничего - сесть на паровоз и догнать Флешмана, дать ему по морде и отправить по шпалам на велосипеде.
Смешно?
Тем, кто не понимает степени жестокости, жесточайшей жестокости жизни в эти годы - смешно.
Для тех, кто понимает - горько.
Тяжелейшую долю, выпавшую тем послевоенным поколениям, здесь свели до уровня занимательного анекдота.
Тяжелая эта материя - история. И опасная.

история, кино, мнения, СССР

Previous post Next post
Up