Воскресение. Отдыхать надо.
Но не идет релакс на ум: вчера вечером (совершенно случайно) «зацепил» часть передачи на третьей кнопке - «Поскриптум» с ведущим А.Пушковым. Речь шла о Егоре Гайдаре, точнее о той статье, которую написали Гавриил Попов и нынешний московский мэр Юрий Лужков - «Еще одно слово о Гайдаре».
Статья была опубликована в «Московском комсомольце» 22 января 2010 года.
И статья и передача задели.
Остановлюсь только на одном, но крайне важном, пассаже из предложенной Пушковым отповеди умершему, а с ним заодно и живому А.Чубайсу.
А.Пушков подверг осмеянию мнение Чубайса, высказанное им неоднократно, о том, что реформы Гайдара спасли страну от голода и развала.
Тему голода Пушков замял. Против того, что голод подступил к самым нашим воротам, спорить ему было, скорее всего, не с руки. Г.Попов и Ю. Лужков в своей статье вспомнили о 36 зелиноградцах, умерших от голода в 1992 году. Я жил в 1992 году в России, и в это не верю. Голодных смертей в таких размерах в это время не было. Гласность была такая, что об этом мгновенно знала бы вся страна. Но поймите, не Пушкову же подвергать сомнению то, что было сказано Ю.Лужковым.
Так что сойдемся на том, что костлявая рука голода неумолимо приближалась к горлу России (т.е. к Москве) в конце 1991 года. Нас, очевидцев, убеждать в обратном - бессмысленно. В Свердловске, где я тогда жил, полки продовольственных магазинов, которые и в более «сытные» годы не радовали глаз, уже с осени 1991 года вообще были пусты или, в лучшем случае, заполнены пачками лаврового листа, выложенными ровными рядами.
Теперь о развале.
«Где они тогда, притаились, те, кто хотел развалить страну?» - вопрошал вчера Пушков - «Не было такой опасности. Россия верила Ельцину, с которым рядом были и Хасбулатов, и Руцкой».
А ведь тема развала страны самым непосредственным образом связана с темой голода.
Не освободи Гайдар цены - голод был неизбежен. А перед голодом эти три, поименованные Пушковым, богатыря, со всей их амуницией - не более, чем пыль на ветру.
Напомню тем, кому Паркинсон попортил память - и в более спокойные времена регионы вводили запрет на вывоз продовольствия в иные районы страны. Что можно было противопоставить Кубани, если бы она в этой ситуации «села» на свое зерно?
Только силу.
Что бы получили в ответ?
Гражданскую войну.
Это понятно любому россиянину, кто был взрослым человеком в это смутное время.
Мне трудно объяснить поведение Г.Попова.
Неужели на старости лет так повылезали комплексы?
Помню, каким он пользовался общественным вниманием в конце 80-х, по стране с гастролями ездил, сколько народа собирал на свои лекции.
Это сегодня понятно, что вещал он публике всякую лабуду. Но тогда! Кто об этом догадывался?
У Лужкова мотив понятен. Егор Гайдар не раз и не два прямо и недвусмысленно очень четко называл род его основной деятельности.
Это Лужкову не нравилось.
Судились они.
Лужков всегда выигрывал дела в полностью независимых от него судах города Москвы.
Но, видимо, полной и окончательной сатисфакции так и не получил.
Суть поведения Лужкова и Попова напоминает нам о нравах периода полудикости, о тех временах, когда утверждали, что «труп врага хорошо пахнет», а в ознаменование своей победы танцевали на животах женщин из рода поверженного.
Да, статья в МК напоминает примерно тоже самое.
Теперь Лужков, возможно, успокоится.
Но не успокоимся мы - те, кто знает правду.
Я знал Егора Тимуровича 45 лет.
Мое мнение такое: не надо гиперболизировать Гайдара. Он был очень умным и незаурядным человеком. Но он не был гением и титаном мысли.
Но то, что им было сделано в России, не мог совершить, наверное, никто другой. Для этого нужна была истовая вера в правоту экономической теории и огромная смелость.
Сегодня сытые и обогретые специалисты, рассуждающие об ошибках, допущенных Гайдаром и его командой, забывают о состоянии страны и народа в том периоде, когда они вершили судьбу России.
Для этих молодых парней это была ситуация абсолютного цейтнота и абсолютнейшего враждебного окружения. Никто (включая Лужкова с Поповым) не хотел впрягаться и помогать.
Все они (включая Лужкова с Поповым) с вожделением ждали, когда эти «лаборанты» сломают себе шеи.
Отсюда и форма защиты - полное пренебрежение к критике, демонстрация безусловной уверенности и непогрешимости.
Да, это было.
И сегодня могу сказать: и правильно, что это было так. Иначе бы сегодня было бы НИКАК.
Мы пришли в то состояние, из которого нас вывел Гайдар, через кошмар братоубийственной бойни, через миллионы умерших от голода и покинувших страну. И неужели у кого-то могла возникнуть мысль о том, что путь назад мог быть устлан розами?
Фото номера:
"ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН".