Dec 16, 2012 13:18
"Для экстраверта социальные отношения - следствие и признак социальной ценности, качественности объекта. Обыкновенный ход его мыслей: каждый субъект может улучшить свои отношения с окружающим и вызвать к себе положительные чувства способом самоусовершенствования. Если субъект в обществе занимает скромное место, значит, ему недостает каких-то социально ценимых качеств.
Для интроверта основой материального мира являются отношения. Качественность человека как объекта - это следствие и признак социальной качественности, ценности его отношений и тех чувств, которые он у других людей вызывает. Ход его мыслей: каждый может повысить свою ценность в глазах общества, совершенствуя свои отношения с окружающими. Если субъект не замечается и не ценится - значит, не наладил достаточно правильные отношения.
В свете этих рассуждений становится понятным, что распространенное ныне определение, что человек - это, прежде всего, его отношения, является прогрессивным в устах экстраверта, который при этом обязуется не забыть, что общество - это не только люди, но и отношения. В то время, как в устах интроверта, который и так склонен преувеличивать роль отношений и недооценивать объект, это определение становится опасным, склоняет к недоучету качеств личности человека. Отсюда ошибочная идея, что нет незаменимых людей, что каждый человек лишь винтик, что человека нужно менять, как только он нарушает гармонию психологического поля - не умеет или не хочет приспосабливаться.
Противоположный перегиб, который могут делать и делают экстраверты, - утверждение, что нет незаменимых отношений, что любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить. Человеку же как личности необходима и уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть самим собой, и уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни."
А. Аугустинавичюте, "О дуальной природе человека", Киев, 1997.
цитаты,
соционика