Ателье в DEN HAAG. VICTOR.. 2008.

Jan 27, 2011 13:25



Из-за того, что Виктор говорит на трех языках одновременно - английский и голландский  и на одном для нас  редком,… наверное, своем  космическом - его понять нереально сложно.




Виктор - художник. Я иногда рассказываю о Викторе своим студентам и не уверена, что они всегда понимают, почему я это делаю…

Виктор - пишет так, как  писал бы авангардист. Или экспрессионист. Крупные объекты, размашистые, крупные мазки, активный, яркий цвет, некоторая аутичность сюжетов, отсутствие адреса, сложные обращения к зрителю (все картины направлены внутрь, к самому себе!).

Виктор - странный. Даже для художника. Даже для художника в Голландии.
Он пишет картины, которые никто не покупает. Огромные холсты 2,5 на 1,5 метра....
Почему так происходит - это отдельный разговор, сейчас я просто хочу
рассказать о среде обитания этого человека.
Он пересекает улицу, минуя светофор. 
При этом, он не эпатирует. Он большой добрый ребенок.

Сначала я увидела работы Виктора, а только потом, спустя несколько лет, его дом.
И дом «сломал» мне голову!
Я приехала в Гаагу на несколько часов, специально, что бы посмотреть работы Виктора.
Ателье располагалось на крохотной тихой улице, первый этаж - мастерская.
Второй этаж - дом.
Идеально, не правда ли?

Первый шок. На полу мастерской был постелен полиэтилен. Что бы капающая с кисти краска не нанесла урон полу. Ну что же - бывает, в конце концов, это съемное место.

Аскетичность мастерской обнаруживала, на мой взгляд, очень строгое отношение Виктора к живописи. Никаких следов конкурирующих занятий не было заметно в принципе.Второй шок. Виктору сейчас около пятидесяти, он закончил художественную академию в Роттердаме. Виктор показывал по моей просьбе слайды времен своего студенчества и я увидела, что эстетика фотографий Тюменского колледжа искусств совпадает с эстетикой Роттердамских 80-х… Тогда уже дырявый «занавес» не мешал процессам развиваться параллельно. Третий шок. Когда мы отправились по лестнице дальше осматривать владения Виктора, то приватное пространство поразило идеальной чистотой, предельной эстетичностью и насыщенностью предметами дизайна, живущими в быту.
Великолепный красный ящик винилового проигрывателя просто кричал о своей  актуальности и дизайнерском решении. Абсолютно сладкий предмет для поколения 80-х.
Здесь стоило поразмышлять о потреблении, но поскольку для этого будут другие примеры, я просто скажу, что это «эстетическое» потребление захватило Виктора только в связи с предметами и формами культуры.
Виктор любит Россию. Это уже само по себе выделяет таких иностранцев в особую касту.
Он слушает стихи на русском языке, разглядывает русские буквы в русских книгах.
Любит русских художников и музыку.
Идентичная живописи Малевича пластика любовно проэкспонирована рядом с кухонной зоной...

Когда мы отправились в гости к его приятельнице - художнице и для этого пошли прогуляться - он, встретившись взглядом с пухлым потребителем пива в соседнем кафе, радостно приветствовал его возгласом. Это «тоже художник», откомментировал Виктор встречу.  «Тоже художник» активно стал размахивать рукой и кричать ответные приветствия. Наш путь привел нас в своеобразный аналог нашего «Союза художников» - место, где было не очень понятно - это только ателье или уже квартиры, где люди просто живут, делая свой образ жизни - искусством. Там Виктору тоже очень обрадовались, это были  уже совсем другие люди,  из чего я сделала вывод, что пиво не было единственным связующим для радости…

У нас, в России, достаточно частое явление, когда даже автор прекрасных художественных работ представляет собой сложное зрелище для обывателя.
Для этого есть много богемных стереотипов - пьяница, неряха, фрик.
Родители студентов художественных вузов могут легко представить себе список таких  страхов.
Пока чадо не встало на ноги, пока нет признаков успеха, как и кто догадается, что художник - гений? Через какие сомнения проходит каждый молодой человек, встающий на путь искусства? Здесь, на этой территории, просто нет гарантий.

Счастье Виктора - это его мама. Она до сих пор помогает своему сыну организовать жизнь. Виктор не может сам зарабатывать деньги. У Виктора нет семьи.

Он художник по своей природе, но деньги ведь не являются чем-то прилагающимся к каждой жизни. Его спасает его мама. Наверное, ей сейчас около 80 лет?
За его комнатой ухаживает домработница.
Но Виктор поддерживает порядок.
Именно он и никто другой приносит в это пространство книги, диски, фотографии,
он выбирает красивые предметы, формы…
Он инсталлирует стену, выкладывая изображения и знаки своей судьбы…
Кроме репродукций классических произведений русского и мирового искусства я
увидела на этой стене неожиданно несколько фотографий своих работ, они могли быть только выпрошены у его друга Курта, с которым у нас была и есть переписка.
Таким образом, обнаружилась еще одна художественная связь с Россией через выбор художественных предпочтений и симпатий. Так и должно быть, но русский человек
всегда удивляется  когда он переходит в разряд контекста.
Я часто думаю, глядя на похожих персон в нашей художественной жизни… думаю,
как больно, трудно, сиротливо творческой личности выстроить свои взаимоотношения с миром.
«Я - художник!» И далее…читайте Хармса!

Незащищенность Виктора для меня индикатор. Если такой художник может достаточно счастливо жить и работать, значит, общество по-настоящему нуждается в искусстве, значит общество воспитанно  на уважении к творчеству (сколько там золотых веков нидерландского искусства?), значит, мы должны воспринимать такие вещи как своего рода эталон…

О.Т. 27.01.2011.


















МАСТЕРСКИЕ ХУДОЖНИКОВ.

Previous post Next post
Up