ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) планирует запустить очередные два спутника "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" по принципиально новой для России схеме "довыведения" космических аппаратов на заданную орбиту. Запуск таким способом займет около 100 дней, а его необходимость компания связывает с тяжестью космических аппаратов (по 3200 кг), которая не позволяет использовать схему прямого выведения.
Об этом репортеру ComNews сообщила пресс-служба ГПКС. "Эти спутники имеют массу, которую ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" не может выводить на геостационарную орбиту прямым выведением по штатной трассе запуска с космодрома Байконур, - уточнила пресс-служба. - В связи с этим разработчик спутников - ОАО
"Информационные спутниковые системы им. М.Ф.Решетнева" (ИСС) - предложил схему с длительным по времени (около 100 суток) "довыведением" космических аппаратов (КА) на геостационарную орбиту. Данная схема предусматривает использование тяги электрореактивных двигателей спутников".
Представитель ГПКС также уточнил, что профильные организации Роскосмоса и Минобороны провели экспертизу такого решения и одобрили его. "ГПКС согласилось с предложением ИСС как с вынужденной мерой, позволяющей запустить указанные спутники на геостационарную орбиту, - подчеркнул он. - В рамках дальнейшего развития орбитальной группировки компания не планирует использовать подобную схему запусков".
Пресс-секретарь ГКНПЦ им.Хруничева (является разработчиком и изготовителем ракеты-носителя "Протон-М" и разгонного блока "Бриз-М") Александр Бобренев уточнил репортеру ComNews, что все федеральные пуски в России осуществляются на геостационарную орбиту. "Коммерческие пуски с использованием ракеты-носителя "Протон-М", которыми занимается компания International Launch Services (ILS), осуществляются на геопереходную орбиту. В этом году таких пусков было восемь: SES-4, SES-5, Intelsat 22, Intelsat 23, YahSat 1B, Nimiq 6, EchoStar 16. Последним таким запуском был "Ямал-402". Хотя это и федеральный запуск, спутник был полностью создан иностранным производителем Thales Alenia Space", - пояснил Александр Бобренев.
Пресс-служба ИСС отказалась комментировать проект и посоветовала обратиться за разъяснениями в ГПКС. Как ранее сообщал ComNews, ИСС весной 2012 г. приступила к разработке платформы "Экспресс-4000", которая предполагает использовать при запуске космического аппарата электроракетные двигательные установки. Решение заняться подобной разработкой компания объяснила тем, что такой способ запуска на 40% дешевле, чем прямой, так как вместо российской
ракеты-носителя "Протон-М" появляется возможность использовать недорогие иностранные ракеты. Альтернативой отечественной ракете-носителю "Протон-М" компания считает американскую Falcon 9 (см.
новость ComNews от 27 апреля 2012 г.).
Выступая на конференции SatRus-2012, организованной ComNews в октябре, заместитель генерального директора ИСС Василий Попов отметил, что проигрыш отечественного производителя в сегменте платформ тяжелого класса связан с тем, что компания ориентирована на отечественные средства прямого выведения спутников на геостационарную орбиту.
"Применение апогейных электродвигательных установок (АЭРУ) позволит улучшить характеристики спутников, повысив их конкурентоспособность, - пояснил он. - При этом увеличение продолжительности этапа ввода спутника в эксплуатацию компенсируется снижением затрат на закупку средств выведения".
"Данное решение логично в случае, если масса "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" выходит за пределы возможностей ракеты "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" для прямого вывода на геостационарную орбиту, - полагает генеральный директор группы компаний "Сетьтелеком" (бренд AltegroSky) Сергей Пехтерев. - Остается использовать тяги электрореактивных двигателей (ЭРД), имеющихся на самих спутниках. В чем-то эта схема похожа на историю с "Ямалом-402". ЭРД имеют удельный импульс в 10 раз выше, чем обычные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД),
но очень малую тягу, и поэтому должны работать в течение недель, а не минут, как обычные двигатели. Основной недостаток довыведения с помощью ЭРД - это время. В период довыведения владелец спутника не имеет возможности коммерческой эксплуатации аппарата - а значит, не получает от клиентов деньги".
Спутники "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" разработаны и строятся в ИСС на базе платформы "Экспресс-2000" по заказу ГПКС. Космические аппараты предназначены для обеспечения цифрового теле- и радиовещания на территории России, решения задач подвижной президентской и правительственной связи, предоставления пакета мультисервисных услуг (телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, доступ к сети Интернет), а также для создания сетей связи на основе технологии VSAT.
http://www.comnews.ru/node/69388