Когда много читаешь о далеком прошлом, тогдашние люди становятся близки и понятны. И кажется, нет никакой разницы между ими и нами. Но это не так: они жили совсем в другом мире. Там чудеса случались постоянно, где-то недалеко жили великаны и драконы, а святые являлись любому сапожнику. Бог был рядом, все видел, и его помощь была необходима.
Ренессанс мало что изменил, богоугодность войны и в 16в оставалась важным стратегическим фактором. Результаты были неоднозначны. Уверенность Филиппа II "поход Армады так угоден Богу, что он даст хорошую погоду" закончилась известно как.
Но было много и примеров другого рода. Когда испанцам приходилось трудно в бою, апостол Сантьяго являлся на коне, рубил их врагов и приносил победу. Особо часто это случалось в Новом Свете-стране чудес, где многие своими глазами видели амазонок и единорогов. Я бы не стал смеяться над их наивностью. Это были неведомые земли, с удивительными растениями, животными и людьми. Там кучки оборванных солдат открывали континенты и завоевывали империи, и там, казалось, возможно абсолютно все.
Инка Гарсиласо (и многие другие) описывает чудо, произошедшее в Перу в мае 1536г., во время «Великого восстания». Манко Инка атакует Куско с собранной отовсюду армией в 25-40 тыс. воинов (возможно, много больше-Гарсиласо называет 200 тыс.). Гарнизон города- 200 солдат под командованием братьев Писарро. Была и помощь дружественных индейцев (возможно, несколько тысяч), но соотношение сил абсурдное в любом случае. Куско окружен горами, лежит как на блюдечке- укрыться негде.
Город сожжен горящими стрелами, воины Манко занимают улицы. Испанцы отступают на главную площадь (где больше места для коней) и около 15 дней удерживают ее, постоянно контратакуя. Благо, индейцев слишком много, они не могут развернуться на площади и мешают друг другу. Но это не может длиться вечно: 30 солдат убиты, почти все живые ранены, люди и лошади валятся с ног от голода и усталости. Ясно, что им конец.
«В этот час нужды Господь явил милость своей пастве, послав им апостола Сантьяго, патрона Испании, кто зримо появился перед испанцами. Они и индейцы видели его на белом коне, на плече щит с эмблемой его ордена, а в руке меч, сверкавший подобно молнии. Индейцы испугались и спрашивали друг друга: «Кто этот Виракоча (божество) с молнией в руке?» И где Святой атаковал, неверные бежали в страхе, давя друг друга. И испанцы собрались с силами и снова сражались, и убили бесчисленных врагов, и индейцы в страхе оставили поле боя.»
Бои и осада шли еще 10 месяцев. Испанцы продержались до прихода помощи и отстояли город- чудо почище любого Сантьяго. Мистицизм Гарсиласо можно понять: он родился и вырос в Куско, с детства слушая рассказы ветеранов поразительных событий. Возможно, им и самим не верилось в то, что они сделали, отсюда подобные легенды.
Но чудеса случались не только в далеких землях. Бог помогал своим везде, если те сами не зевали.
20 апреля 1624г. отряд берберийских корсаров из 5 судов преследовал в водах Галисии французское и 2 португальских торговых судна. Те пытались спастись, но штиль заставил их остановиться недалеко от берега, где стоял цистерианский монастырь Санта Мария де Ойя. Это было довольно пустынное место, медвежий угол. Городок Виго (тот, что Дрейк дважды атаковал в 1580-х)- в 20 км. А тут только монастырь, и где-то в округе несколько деревушек. Помощи ждать неоткуда. К «купцам» уже шли шлюпки с абордажными командами, когда с берега кто-то открыл огонь из орудий и мушкетов по пиратским судам.
Тут если и чудо, то небольшое. В связи с набегами на Галисию пиратов всех мастей в 1580г. был принят указ о местном ополчении. В т.ч. район Ойя должен был выставить роту солдат. За неимением других властей, на монастырь возлагалась роль мобилизационного центра. Там хранились аркебузы, пики и другое вооружение. В случае опасности на побережье аббат во временном ранге генерала созывал окрестных жителей, вооружал и командовал ими.
Опасность от пиратских набегов была актуальной и позже, поэтому в 1618г. аббат запросил у капитан-генерала Галисии пушки. Просьбу тот удовлетворил, но военные, конечно, воспользовались случаем сплавить старые и негодные стволы. Однако святые отцы своими силами отремонтировали их, изготовили запас пороха, и в 1621г. уже батарея из 7-8 орудий смотрела с монастырской стены на океан. Обслуживать пушки правительство для экономии поручило самим церковникам. Рядовые монахи, похоже, сначала были не в восторге от дополнительных обязанностей, «и старались избежать службы на батарее, но двор настаивал, что это их долг». Монастырская дисциплина свое дело сделала. Последующие 150 лет цистерианцы были известны как «монахи-артиллеристы» (monjes artilleros), неоднократно вступая в перестрелки с пиратами. В этот день они провели один из своих первых боев.
Артиллерийская и стрелковая дуэль монастыря с корсарами длилась 3 часа. Бой не раз описан, но особо хорош отчет, изданный сразу после события. «В этот момент на стену поднялся Фра Пабло де Лескано, уроженец Гвадалахары, который в молодости был солдатом, служил королю с честью, а теперь в монастыре ожидал за это награды небес. Он принял командование, и, зарядив пушку, прицелился со словами: «это будет во имя святой Марии де Ойя и святого Бернарда.» Он попал, и святая Дева посредством этой пушки спасла католические суда, отправив на дно капитанское судно врага вместе со шлюпкой, которая была на буксире. И чтобы лучше было видно вмешательство высших сил, ядро было весом меньше 2 фунтов.»
Смех смехом, но цистерианцы потопили одно из неприятельских судов. Погибло в бою и утонуло более 30 пиратов, 9 добрались вплавь до берега и были взяты монахами в плен. Остальные пиратские суда, получив повреждения, отказались от попыток захвата «купцов» и ушли. У церковников потерь не было. За этот бой Филипп IV присвоил монастырской церкви звание гвардейской La Real (королевская), которая она носит до сих пор.
Как говорят испанцы, "a Dios rogando y con el mazo dando","молись Богу и бей молотом". И разве эти люди не заслуживали чуда хотя бы иногда?