«Ренессанс»-термин довольно туманный. Черт его знает, что он значит, когда этот период начался, когда закончился. Возможно, его основной характеристикой было появление «человека эпохи Возрождения» (Микеланджело, да Винчи, Челлини)- разносторонне одаренных людей, применявших свои способности в самых разных областях искусства и науки (в т.ч. военной). В таком случае можно сказать, когда Возрождение закончилось. Для датировки вполне подойдет жизнь Помпео Таргоне (1575-1630).
Он был настоящим «человеком Возрождения»-одним из последних. Родился в Риме, в семье золотых дел мастера. Пошел по стопам отца, стал высококлассным ювелиром и дизайнером украшений, работал для римских соборов, папского двора. Занимался механикой, литьем пушек, инженерным делом, гражданской и военной архитектурой и т.д.
Служил инженером в испанской армии во Фландрии- но, похоже, большого опыта не приобрел. Затем, по заказу Папы Клемента VIII, создал замечательный табернакль (дарохранительницу) для «матери всех церквей»- собора Иоанна Крестителя в Риме.
Табернакль собора Иоанна Крестителя
Но пора было возвращаться во Фландрию: в июле 1601г. началась грандиозная осада Остенде, «Новая Троя». Осада продолжалась 3 года, шла с поразительным ожесточением и упорством: 2000 убитых за один штурм, открытие шлюзов с затоплением траншей, строительство бастионов из мертвых тел и т.п. Здесь блестяще начал свою карьеру Амброзио Спинола.
У Таргоне с карьерой вышло похуже. Осада показала, какого высокого уровня в этой войне достигла фортификация. Сложная, математически расчитаная система укреплений делала неподготовленные атаки самоубийством, минная война была невозможна из-за искусно расположенных каналов.
Остенде периода осады.
Таргоне пытался применить творческий подход, изобретал одну новинку причудливее другой- Леонардо да Винчи был бы в восторге. Нунций Гвидо Бентивольо, однако, писал о нем: «он имел острый ум, много изобретал, но раньше никогда не переходил от теории к практической части в военных делах; и вскоре обнаружилось,что его изобретения не выдерживают проверки»
Изобретения Таргоне периода осады.
Все оборачивалось конфузом. «Сосиски»-огромные фашины-габионы, которые солдаты должны были катить перед собой, застревали в грязи и нашли лишь малое применение. Плавучая батарея в виде башни на связанных лодках перевернулась и затонула. Передвижной мост на колесах невозможно было использовать- слишком хрупкий и неповоротливый. По другим данным, он пытался построить огромную "колесницу"-передвижной артиллерийский форт на колесах, который пришел в негодность после первого же обстрела противником. Возвести замысловатую деревянную дамбу при сильном ветре и волнах оказалось нереально. Еще ему приписывали изобретение полевой мельницы, но неизвестно, была ли она построена в реале.
Полевая мельница Таргоне.
Успешная осада Остенде прославила героизм испанских солдат и талант Спинолы, для Таргоне в целом она осталось пятном на репутации.
Затем он снова занимался искусством, ювелирным делом, создал прекрасный алтарь в церкви Санта Мария ди Маджоре. Был одним из разработчиков и строителей фонтана Аква Паола.
Алтарь Таргоне в церкви Санта Мария ди Маджоре (капелла Боргезе).
Фонтан Аква Паола в Риме.
А также занимался фортификационными, строительными работами в Риме- и опять неудачи, построенный им деревянный мост через Тибр смыло наводнением.
Прошло 25 лет. В 1627г. Людовик XIII, Ришелье и Михаил Боярский начали осаду Ла-Рошели. И тут появился призрак из прошлого-»человек Ренессанса» Помпео Таргоне. Главной проблемой осаждавших было отсутствие блокады со стороны моря, откуда в город шли подкрепления. Таргоне предложил построить "эстакаду" (заграждение) и перекрыть вход в бухту.
Ришелье отнесся к итальянцу настороженно. Он писал: «было невозможно ему доверять, так как он не производил впечатления человека, который знает, о чем говорит».
Чтобы доказать реализуемость своей идеи, Таргоне построил на Сене образец. Заграждение состояло из артиллерийских барж, скрепленных вместе большой цепью. Цепь поддерживали на воде бочки-поплавки, привязанные к вбитым в дно сваям. Также он предлагал перегородить бухту мелкой сетью, чтобы не допускать туда рыбу, тем самым лишив осажденных одного из источников еды.
Кардинал, несмотря на свои сомнения, дал ему шанс, и Таргоне приступил к работам.
Рисунок Г.Орланди "Осада Ла-Рошели в 1627г." В левой верхней четверти видно "steccato del Targone" (эстакада Таргоне).
Но Атлантика и Бискайский залив-это вам не Сена. Результаты были катастрофические- в течение нескольких дней его конструкции не выдержали зимних штормов и развалились, позже снесло даже сваи. Таргоне полностью потерял расположение короля и даже немного посидел в тюрьме.
Тогда Ришелье поручил эту работу специалисту, архитектору Клемену Метезо, который построил знаменитую «морскую стену», полностью блокировавшую бухту.
Фрагмент картины Жака Калло «Осада Ла-Рошели, 1628г.» изображает сентябрьскую атаку английского флота на «морскую стену» (в левой нижней четверти)
Рисунок «Ришелье на морской стене» (видимо, наблюдает за отражением атаки англичан) - не бог весть что, но хорошо дополняет предыдущую.
Стена Метезо успешно выдержала не только непогоду, но и нападение неприятеля. Благодаря ей экспедиция англичан закончилась полным провалом, Ла-Рошель капитулировала. Разочарованный Таргоне вернулся в Рим, к своему искусству.
Время талантливых, разносторонних дилетантов Возрождения прошло-война стала делом профессионалов.