Сэмюэл Хьюстон-национальный герой США, освободитель и первый президент Техаса, его именем назван крупнейший город штата. Жизнь Хьюстона хорошо изучена, есть множество биографий. Но история его дуэли с генералом Уайтом остается довольно запутанной. Что и неудивительно-путь на поле чести был тернистым. Для удобства я разделил эту сагу на этапы, чтобы не метаться с криками «кто все эти люди и что им надо?».
Этап 1. В 1826г. Хьюстон был членом палаты представителей конгресса от Теннесси. Временной столицей штата был г.Нэшвилл (население 6 000 чел.). По просьбе каких-то тамошних избирателей Хьюстон послал им из Вашингтона пакет с огородными семенами. Они посылку не получили. Хьюстон устроил скандал, обвинив в потере посылки почтмейстера Нэшвилла Р.Керри. Керри подал в отставку.
Этап 2. На освободившуюся должность почтмейстера подал заявку Д.Эрвин, издатель местной газеты.
Этап 3. Похоже, Америка тогда была порядочной деревней. Поскольку обсуждался этот глобальный вопрос в конгрессе, с участием президента США Адамса. Который поддержал кандидатуру Эрвина.
Этап 4. Адамс поддержал, потому что Эрвин был зятем госсекретаря Г.Клея. А Клей был врагом генерала Э.Джексона, будущего президента США (его портрет на 20-долларовой бумажке). А Джексон был покровителем и бывшим командиром Хьюстона, конгрессмена от Теннесси. Все очень просто, как видите.
Этап 5. С подачи Джексона, Хьюстон в конгрессе резко критиковал Эрвина. В письме президенту Адамсу он утверждал, что «мистер Эрвин не является человеком честного и безупречного морального характера. Он не платит своих долгов. Он был однажды пойман поздно вечером у дома политического противника, когда подслушивал под окном.»
Этап 6. Эрвин, тем не менее, в апреле 1826г. был назначен почтмейстером Нэшвилла. Хьюстон, возмущенный, что к нему не прислушались, продолжал порицать Эрвина. В письме Джексону он говорил, что Эрвин, возможно, нарочно задерживает его письма. Понятно, что такие обвинения смывались только кровью.
Этап 7. Эрвин написал вызов. Но Хьюстон - конгрессмен от Теннесси и потенциальный губернатор. Ни по почте, ни лично он от почтмейстера вызов не примет-уровень не тот. Единственный способ-вызвать строго официально, секундант Эрвина должен публично вручить вызов секунданту Хьюстона. А кто это сделает? Ссориться с таким влиятельным человеком никто в Теннесси не хотел («У Эрвина тесть-госсекретарь, а нам тут жить!»). Эрвин обратился к полковнику Смиту из Миссури, известному проходимцу, профессиональному дуэлянту с несколькими трупами на счету. А Хьюстон взял секундантом полковника Мак-Грегора. Тут главное-не потерять нить.
Этап 8. Хьюстон со свитой прибыл в Нэшвилл и остановился в гостинице. На следующий день весь город собрался там посмотреть, как Смит будет вручать вызов Мак-Грегору. Также присутствовали штук 15 друзей Хьюстона и Джексона, и столько же Эрвина. Ожидали, что Мак-Грегор откажется принимать письмо у человека с репутацией мерзавца, и произойдет дуэль между ними.
У входа в гостиницу Смит подошел к Мак-Грегору и сказал: «У меня есть послание для генерала Хьюстона от полковника Эрвина, которое я вам передаю, сэр.» (Хьюстон не был генералом, а Эрвин полковником, но так выражались на Юге). Мак-Грегор ответил: «Генерал Хьюстон не примет никакого послания из ваших рук, поскольку вы не житель Теннесси». Смит все же протянул ему письмо, но Мак-Грегор его не принял, и письмо упало на землю. К всеобщему удивлению, Смит не стал устраивать ссору, и ушел.
Этап 9. Тут данные расходятся. Одни говорят, что Смит вернулся и попытался все же вручить письмо лично Хьюстону, взяв в свидетели генерала Уайта, в прошлом начштаба у Джексона (в тот день этот городишко был просто набит генералами и полковниками!). Другие говорят (и это куда более вероятно), что Смит не возвращался, а генерал Уайт просто находился в холле гостиницы вместе с другими. И Уайт в присутствии Хьюстона сказал: «Я не думаю, что к полковнику Смиту была проявлена должная вежливость.» Хьюстон ответил: «Если у вас есть какие-либо претензии, я готов дать вам любое удовлетворение, какое вы захотите». Уайт ответил: «Я не имею никакого отношения к вашим затруднениям. Но, полагаю, вам известно, как джентльмен должен обращаться с другим джентльменом». На этом разговор закончился.
Этап 10. На следующий день в городе стали говорить, что Хьюстон заставил Уайта отступить. Добрые люди сообщили об этом Уайту.
Этап 11. Впоследствии Уайт писал другу: «...зная, что трус может жить лишь в позоре и безвестности, я не сомневался, что мне делать.» И послал Хьюстону вызов. Где обьяснял, что честь обязывает его драться с Хьюстоном, хотя у них нет никакой личной ссоры. Тот ответил, что признает, что у них нет личной ссоры, но вызов принимает (это уже был не почтмейстер, а человек его ранга).
Этап 12. Ну, а потом 23 сентября они стрелялись, но это не интересно, обычное дело. Встали на 15 шагах, пистолеты, стрелять разом по счету секунданта. Хьюстон, по совету Джексона, положил в рот пулю и сжал ее зубами (тогда говорили, что это помогает стабильнее целиться). Он тяжело ранил Уайта в бедро, сначала даже думали, что смертельно, но тот выжил. Сам Хьюстон задет не был. Его пытались отдать под суд, но ничего не вышло.Через год он был избран губернатором Теннесси и продолжил успешную политическую и военную карьеру.
Дуэль Хьюстона с Эрвином так и не состоялась, поскольку не удалось вручить вызов. Эрвин ограничился публикацией возмущенных писем в местной газете.