В заметке о Сан-Эльмо я упоминал о форте Тинье, расположенном в «Пункте Тургута» на берегу бухты Марсамшетт. Форт маленький, но очень интересный, и стоит написать о нем особо, после постов о Валлетте и Сан-Эльмо. Строительство Сан-Эльмо показывает, как, методом проб и ошибок, начинались и развивались укрепления бастионной системы на Мальте. Укрепления Валлетты показывают эту систему на ее пике, доведенную до совершенства. А Тинье показывает, чем она закончилась. Этот маленький форт опередил свое время лет на 60.
Вид на форт Тинье с подножия Сан-Эльмо. Англы имели здесь казарму, после их ухода форт был заброшен и почти развалился. Сейчас рядом строят элитный жилой комплекс, заодно и на территории форта идут реставрационные работы, но до завершения еще далеко.
Тинье-последний форт, построенный на Мальте Орденом. Он завершен в 1792г., за 6 лет до изгнания Ордена Бонапартом. Бастионная система будет вовсю процветать как минимум до середины 19 века, а то и дольше. Однако Тинье уже построен по совершенно иному принципу. Это один из первых в мире фортов «полигональной» схемы (или, по-крайней мере, очень близкая переходная модель). Обычной она станет много позже, в связи с распространением стальных нарезных орудий, разрывных снарядов и т.п.
Форт при такой схеме-арт. позиция, и его единственная задача-ведение арт.дуэлей. Стен, бастионов и т.д. нет. Можно сказать, что полигональный форт-это отсутствие форта вообще. Орудия находятся на уровне земли или ниже, чтобы максимально уменьшить цель для противника. Защита от наземной атаки осуществляется только рвом. А поскольку бастионов нет, то нет и их фланкирующего огня по рву. Поэтому для контроля рва в нем помещаются по углам капониры или стрелковые галереи контрэскарпа. Скучноватая схема, по сравнению со сложными и красивыми бастионными укреплениями!
Схема имела недостатки: отсутствие контроля за ближними подступами (что ранее тоже обеспечивали бастионы), и недостаточный контроль рва. Особенно в конце 18 века (почему полигональные форты и не прижились тогда). До унитарных патронов, магазинных винтовок и пулеметов еще далеко. Пулеметный дот перед фортом не поставишь, чтобы отгонять подальше всяких Шарпов. Кремневые ружья в капонире на пару амбразур не обеспечивали защиту рва. В Тинье принято остроумное решение, позволяющее обезопасить ближние подступы и увеличить количество стрелковых позиций во рву.
Единственный способ попасть в Тинье, не прыгая в ров- это подплыть на лодке к обрыву, под прицелом орудий с крыши башни. Затем по одному карабкаться по узкой, крутой лестнице. После чего попадаешь на маленькую площадку, которая, как и все вокруг, простреливается из амбразур башни.
Вход в Тинье
Площадка соединяется с башней подьемным мостиком. Пройдя через башню, попадаешь в диагональное здание, и только затем выходишь оттуда внутрь форта. Или прыгаешь в ров-и уже потом думаешь, что делать дальше.
Ров. Виден подьемный мостик башни. На заднем плане видны огромные бастионы Валлетты.
Вот чего я не понимаю-как эти паразиты доставляли туда материалы, боеприпасы и др., не говоря о пушках. На рисунке показана еще дорожка на площадку сбоку, по обрыву. Но так, по-моему, только на четвереньках доберешься.
Основное вооружение форта-28 пушек и 6 мортир. 8 из них стояли по кругу на крыше башни, но главная часть располагалась на платформе. Весь форт-это стоящая во рву арт.платформа в виде квадрата. Платформа невысокая (примерно на уровне окружающей форт земли). От башни идет диагональное строение-казарма, делящая квадрат на 2 половины.
Казарма-диагональ и башня, по бокам-стороны квадрата/арт.платформы. На заднем плане-форт Сан-Эльмо.
Орудия были установлены на сторонах квадрата, т.е. могли вести огонь во все стороны. Поскольку они находились фактически на уровне земли, то простреливали прямой наводкой и все ближние подступы. Так была решена эта проблема.
Расположение орудий форта и направление огня
Сразу бросаются в глаза довольно узкие платформы.
Разместить орудие можно, но куда его откатывать для перезарядки, как быть с отдачей? Боеприпасы тоже складировать где-то надо. Конечно, надо учитывать, что форт изначально был заточен под береговые орудия, на скользящих лафетах с поворотной рамой. Они для перезарядки не откатывались, просто лафет отводился назад и рама поворачивалась на 90 градусов, давая возможность заложить заряд в ствол. Тем не менее платформы все же узковаты (а ведь на них был еще и парапет). Думаю, дело в позднейшей британской переделке, или просто не слишком точная реставрация.
С земли на платформу доступ только через скат, по которому туда и закатывали орудия.
Важный момент: тут видно, что ни стороны квадрата, ни диагональ с башней не соединяются. Башня автономна, имеет свой мини-ров, с казармой она соединяется еще одним убирающимся мостиком.
Нападающему придется преодолеть ров и затем проникнуть внутрь квадрата, т.к. только оттуда можно попасть на платформу. Самое интересное в Тинье-это контроль рва.
В 3 углах рва расположены треугольные стрелковые галереи контрэскарпа, контролирующие каждая 2 смежные стороны рва (на схеме красные линии показывают их зоны обстрела).
Ров. На заднем плане- галерея контрэскарпа. Амбразуры как на внутренних сторонах треугольника, так и в торцах. Сбоку справа видны амбразуры в стене арт.платформы.
Вход в эти галереи по туннелям из казармы. Из стрелковых галерей также расходятся подземные контрминные галереи, на случай попытки подкопа и минирования.
В четвертом углу рва башня, чья нижняя часть с амбразурами во все стороны выполняет роль капонира. А стороны квадрата (арт.платформы) выполнены изнутри в виде казематов с амбразурами, выходящими в ров (сейчас казематы в основном заделаны, но амбразуры остались)
Ров: башня и сторона квадрата/арт.платформы.
Так решена проблема контроля за рвом-противник во рву находится в замкнутой ловушке под огнем многочисленных стрелков с 3 разных позиций.
Затем противник, если выжил, должен как-то попасть во внутренний периметр квадрата. Что возможно сделать, только протискиваясь между краем платформы и башней, через ровик башни, прямо мимо ее амбразур. И затем внутри квадрата он опять в замкнутом пространстве.
Внутри квадрата.
А обе половины квадрата контролируются как огнем из башни, так и из амбразур казармы-диагонали (сейчас эти амбразуры в основном заделаны, хотя на фото 2 еще видны ближе к башне). Т.е. опять ловушка и перекрестный огонь с 2 сторон.
Простое и красивое решение!