1. В 1909 году в Челябинске появился первый автомобиль. Он воспринимался как чудо. За ним устремлялись толпы людей.
2. 14 июня 1913 года Челябинская городская Дума приняла первое обязательное постановление о порядке езды на велосипедах и автомобилях. В соответствии с этим постановлением "разрешение для езды на велосипедах и автомобилях выдавалось городской управой после того, как лица, ходатайствовавшие о выдаче разрешения, выдерживали испытания на умение управлять таковой".
3. К началу войны с Германией в уральских городах уже бегало несколько десятков машин, но единых правил езды для них не было. "Главным государственным автоинспектором" для водителей в то время могло быть любое лицо, уполномоченное властью. Так на улице Уфимской (ныне Кирова) несли службу два городовых, на Южном бульваре (пр. Ленина) - один, на улице Сибирской (Труда), у моста, дежурил тоже полицейский чин. Конечно же, любое уличное происшествие сразу же привлекало их внимание: одних извозчиков они штрафовали, другим советовали выспаться, третьих препровождали в часть "для выяснения". Происшествий с автомобилями, повлекших крупные неприятности "с момента появления мотора" в Челябинске "не запротоколировано", - писала тогдашняя городская газета "Голос Приуралья".
4. Прообразы нынешних регулировщиков уличного движения, появились только во время войны между белыми и красными, когда колчаковцы оставляли Челябинск, а "тухачевцы" входили в него. Очевидцы рассказывали, что то было "лошадиное нашествие", так как конские обозы армии растянулись на десятки верст, снаряжение валялось на обочинах. Части, входившие в город, не знали мест базирования. Более тысячи всадников образовали "колоссальную" пробку у вокзала, тогда как тысячи телег, тачанок, повозок и фур образовали огромную, нервную живую "ленту" от станицы Полетаевской до Красных Казарм. Вот тогда - 24 июля 1919 года - и были расставлены армейские регулировщики движения - красные конники. Затем их сменили милиционеры-постовые, которые следили не только за общим порядком, но и за правилами езды.
5.К тому времени в Челябинске насчитывалось более двух десятков автомашин. Они числились за чекистами, чоновцами, руководителями партийного аппарата, первыми "пролетарскими" чиновниками, губернскими вождями. Их водители ездили без всяких правил, которые, по мнению тогдашних соваппаратчиков, нужны были "только буржуазии для установления своего качества" и, значит, не годились рабоче-крестьянской власти. Но жизнь требовала порядка, в частности, и в повседневной жизни, одним из элементов которой были правила уличного движения, которые вскоре были разработаны.
6. 5 августа 1925 года газета "Советская правда" опубликовала обязательное постановление Челябинского Окружного Исполнительного Комитета № 77 "О порядке езды по городу". В параграфе восемь которых говорилось: "Воспрещается быстрая езда по городу. Предельная скорость для езды на лошадях до 12 км, а для автомобилей и мотоциклов - до 25 км в час".
7. Вслед за этим постановлением вышло второе, которое официально закрепило первый городской автобусный маршрут "Вокзал - Кожзавод", открытый в начале года.
8. Регулировщиков движения в городе не утверждали до 1930 года, когда кроме постовых милиционеров включили в дежурство лиц "знающих машины, и умеющих обращаться с ними". К ним относились красноармейцы-танкисты и самокатчики, уволенные в запас из РКК и, следовательно, считались технически подготовленными.
9. 3 июля 1936 года Совнарком СССР принял постановление, утвердившее "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР".
10. В Челябинске( об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в областном архиве) постановление президиума городского Совета РКК и КД "Об организации и содержании инспекции и отдельного взвода по регулированию уличного движения" было принято 4 января 1935 года . Взвод РУД состоял из 18 инспекторов-регулировщиков, командира, инструктора и делопроизводителя. А в инспекцию по регулированию уличного движения входили: старший инспектор, автоинспектор, инспектор рельсового движения, контролер по штрафам и шофер.
11. Этим же постановлением с 5 января 1935 года в Челябинске было введено регулирование уличного движения и утверждена дислокация семи двухсменных постов, а городскому финансовому отделу предложено предусмотреть в бюджете города на 1935 год необходимые средства для этих целей, и в счет этого, для приобретения вещевого и артиллерийского довольствия, на спецоперативные и административно-хозяйственные расходы внести на текущий счет облмилиции 25 тысяч рублей.
12. 22 января 1935 года городским Советом были утверждены "Правила уличного движения в Челябинске" для механических транспортных средств, легковых и грузовых автомашин, рельсового и конного транспорта, велосипедов и даже отдельно для ассенизационного обоза. В них, в частности, говорилось: "Во всех случаях, когда пешеходы не сходят с пути, водитель транспорта обязан замедлить ход экипажа или остановить его". Водители, наряду с другими обязанностями, в соответствии с правилами, должны были "иметь опрятный вид одежды".
13. В апреле 1946 года начальником городского управления милиции, полковником Крысиным, было направлено письмо председателю исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся с просьбой о преобразовании взвода РУД в отдельный дивизион численность в 101 человек. После этого обращения, 10 мая 1946 года горисполкомом было принято решение 1 579 "О создании в городе Челябинске отдельного дивизиона по регулированию уличного движения", утверждены штаты и сметы на его содержание, Теперь уже эта сумма составляла 821 тысячу 400 рублей. Основную его часть - 70 человек - составляли милиционеры, так в то время назывались инспектора дорожнопатрульной службы. В этот же период появилась в дивизионе следственная группа по дорожно-транспортным происшествиям, состоящая из четырех человек.
14. В настоящее время численность отдельного батальона дорожно-патрульной службы, занимающегося надзором за движением в городе, составляет 371 человек. 232 - из них инспектора дорожно-патрульной службы.
15. Первые документы, сохранившиеся в архивах, свидетельствуют о том, что с декабря 1943 года по октябрь 1950 года начальником госавтоинспекции управления милиции г. Челябинска был Константин Иванович Антипов. 1903 года рождения, уроженец города Верхне-Уральска. Закончил высшее начальное училище. Работал электромонтером, шофером, председателем квалификационной комиссии, затем был назначен на должность начальника ГАИ. Из служебных характеристик, сохранившихся в его личном деле, следует, что К.И.Антипов был требовательным, решительным и инициативным руководителем.
16. Архивные данные также свидетельствуют, что в ноябре 1948 года командиром дивизиона РУД был назначен выпускник совпартшколы Арсений Никандрович Кузнецов, который проработал в этой должности до августа 1957 года. Официальные источники сообщают, что с приходом Кузнецова в дивизионе "значительно улучшилась дисциплина сотрудников, появилось качество и четкость в несении службы на постах милиционеров дивизиона РУД, улучшилась опрятность в ношении одежды". Кузнецов "непримиримо относится к нарушителям служебной дисциплины, самолично учит рядовых милиционеров правильным приемам работы непосредственно на постах".
17. Ветераны помнят, что до 1948 года в Челябинской госавтоинспекции транспорт был только в дежурной части - один мотоцикл и старый "пикап". Буквально с революцией в сфере обеспечения безопасности дорожного движения можно сравнивать появление в ГАИ пяти американских мотоциклов "Харлей".
18. Где-то в году 52-м, в ГАИ передали пять списанных из таксопарка "Побед". "Полный амортизационный износ", - таково было заключение комиссии по списанию автомобилей. Мучались с ними, по другому и не сказать, года два. И только в начале 60-х годов в госавтоинспекцию стали поступать "Москвичи", а потом "Волги".
по материалам
http://www.transport74.ru/