Эмоционально-историческая схема

Dec 23, 2017 21:36


Название довольно дурацкое, а сам я не очень в форме, поэтому выложу просто, без контрапункта (который безусловно есть, если вспоминать о верхах и низах, но тут я буду про... ну, в общем, о поэтах, властителях, тех, кого мы знаем по именам, притом имея в виду не своих деревенских родственников),  мысль или схему, которая вроде четко решила неоднозначность, по сути чисто эмоциональную (как свой-чужой), которая меня оказывается давно незаметно мучила. Что что-то не так. Причем даже в разном возрасте по-разному, но общий смысл тот, что вроде вот эти - свои, а эти - чужие, и я за этих, а значит против тех, но вроде в каком-то месте получается что должно вроде правильно быть почему-то (в чем-то) наоборот; а если бы проявить настойчивость, то наверное могло бы и до большой внутренней драмы дойти. (Ну и до внешней в нашей истории конечно не только доходило, но и почти и не отходило; давая основу антагонизму не то чтобы каких-то марксистских классов, а наоборот, чего-то к вопросам собственности неведомо как относящегося, но чего-то пожалуй и гораздо большего касающегося).



Вообще-то само дело, конечно, сто раз известное. Вроде того, как (просто типичный пример) мне сравнительно недавно рассказывали - казаки (какие? ну вот такие, из которых происходит рассказчик, рассказавший мне) перед войной (Великой Отечественной) думали: власть эта, конечно, ничего хорошего нам не сделала, и вроде дружить с ней бы и никогда не надо, а Родину надо защищать - что делать? ну и пошли в записываться в РККА. Это, правда, не совсем тот уровень, не поэты, как и не Сталин и не Молотов, но проблема примерно та же.

Ну, в общем, увы, я наверное уже достаточно замылил. Будет про верхи общества в масштабах страны. Как Ахматова, Шостакович, Сталин. А появилась мысль - когда смотрел фильм про Марию Юдину.

Так вот, схема получается такая. Империя (какая? какая часть? ведь не всё же сплошь? а вот та самая, которая внезапно действовала в феврале 1917 так, как действовала, несомненно, "образованное общество" по преимуществу, хотя границы что определять? субъект понятен из описания), так вот Империя была фактически западнической. Не какой-то там фанатически западнической, всё умеренно, резонно и цивилизованно (хотя мы, конечно, помним, как легко у самого Запада умеренность, резонность и цивилизованность допускает любую кровь если что).

Это ключевое. Кстати, именно это заставило ее отвергнуть русского Царя - как какое-то насилие над ее естеством.

И получилось так, что всё культурное общество у нас было западническое. Даже не по стремлению, а вот как бы по культуре, де-факто.

А новый режим (уже большевиков) - прямо скажем, не совсем. Особенно к сталинскому времени. Он был не западнический (в начальный момент напоминал как бы западнический компрадорский, но какое же это западничество, не настоящее какое-то, когда люди - только где-то там далеко за морем, а тут - растопка для них; а при сталинском правлении стал менее западническим во многом, по крайней мере в отношении прямого подчинения Западу очень сильно изменился уж точно). Был он и не таким уж русским (правы евреи, заметившие это), сперва больше горячо семитский вверху, потом ставший более кавказским.

И вот старая (по непосредственному происхождению или по преемственности) культурная элита - оставаясь русской и западнической - имперской(!) - оказалась в естественном конфликте с новой властью, которая была уже не такова, стремилась командовать, да кроме того, независимо от вопроса западничества как такового, действовала достаточно кроваво (что могло бы у какой-то другой элиты, а не нашей русской имперской западнической, вызвать более фаталистическое отношение).

Кстати, для западнической культуры (ну, может не только для нее, я тут не о сравнениях) существенным является не только вопрос насилия, но и вопрос унижения со стороны властей. Тут и еврейская струя, особенно усилившаяся в русской культурной элите давала иногда подобную же реакцию. Еще в царское время, если мне не изменяет память, был один молодой еврей, убивший начальника (не помню, какого уровня, но наверное генеральского, может чуть ниже) за оскорбление его (еврея) матери. Тот как-то небрежно с ней обошелся, думая, возможно, что оказывает милость, но грубо. Еврей не стерпел, такое у них бывало (не знаю, что я приплел евреев, наверное для полноты; но в этом своем качестве - чувствительности к человеческому достоинству - они явно были может и не представителями западного типа, но  в том же направлении было это).

Да, а вот приходить к пониманию, что вообще есть русская культура не западнического характера (в Церкви, в основном, я думаю, ее можно было увидеть, хотя кто-то может и в деревне), они начали приходить только под конец. Хотя и поняли, насколько это важно. Но задача что-то делать в этом направлении, по сути, только под конец была поставлена.

Previous post Next post
Up