Aug 15, 2016 22:05
Вот что кажется мне едва ли не первым кандидатом. Кажется уже задним умом, конечно, но думается, еще не поздно пытаться поправить, тем более что последствия и, зачастую очень кровавые, попытки это раздвоение отменить, а загвоздку преодолеть, продолжаются.
Загвоздка (может, я и ошибаюсь, но чем дольше думаю, при обнаружении уже и умозрильного разрешения) заключается в странном и ужасном раздвоении общественного сознания (да и самого общества, его носителя). К концу XIX века это выглядело уже как полноценное двоеверие, зашедшее куда более далеко, чем то, что обычно называют двоеверием применительно к началу христианства на Руси. Это раздвоение на церковное и светское (не естественные градации, а именно драматическое раздеение), на народ и "образованное общество", на христианское (во многом совпадающее, то ли случайно, то ли закономерно, с крестьянским) и научное.
Если слабеет первое, то рушится всё (как мы видим на опыте СССР). Если слабо второе, то (по крайней мере, так увидели наши предки в лице уполномоченных принимать решения такого рода, к тому же церковно помазанных, своих представителей, царей) представляется трудным организовать производство и армию так, чтобы это было хотя бы достаточным для обороны против Запада. На практике оказывалось, что даже при разделении, но если обе части не чахнут (впрочем, вторую никто и не пробовал задушить, видимо потому, что живем в сём мире), этого хватает для того, чтобы Россия как-то да процветала, росла и справлялась с обороной. Но даже при "равновесии" разделение, думается, съедает и силы, и потенциал, а на практике ведет к нестойчивости.
--------------------------------------------------------------------------
Решение же (теперь, задним числом, мне видно) заключается в том, что монастыри должны заниматься науками. Не только духовными или гуманитарными (чем они и так занимались, хоть и можно сомневаться, в достаточной мере или нет), но и самыми что ни на есть "точными", "естественными" и "техническими", ну и физикой - не помню, куда она, в естественные что ли, или отдельно. Ну и техникой пожалуй в заметной мере тоже.
Причем "должны" не по причине, что мы (или кто-то, светская власть скажем) извне принимаем такое решение, а именно по собственному внутреннему устроению и задачам, подтверждаемым и всей традицией русских монастырей.
Это было не сразу очевидно, поскольку науки не сразу проявили себя как достаточно мощную и определяющую силу в общем народном хозяйстве и в его оборонительном аспекте. А также потому, что царская власть несколько излишне решительно взяла это на себя (что тоже, возможно, определялось тем, что вопрос казался более тактическим и временным, менее фундаментальным, чем оказалось потом, а это больше прерогатива царской власти - реагировать оперативно на временные обстоятельства; да всё и происходило сперва слишком постепенно и незаметно, а потом слишком резко).
Но теперь-то ясно, что науки - это одно из самых важных оснований "физической культуры" - и хозяйства, и обороны. Причем в жизненно важных аспектах; впрочем, при давлении извне всё может становиться жизненно важным.
А жизненно важные стороны материальной деятельности были (скажем условно - "всегда") непременной и важной составляющей деятельности русских общежительных монастырей. Кормить народ в голодный год в нашей зоне рискованного земледелия (имея запасы, ведя передовое хозяйство), участвовать в обороне, притом часто на ключевых позициях. Ну и в образовании делать всё, только вот в идеале теперь - не ограничивать это начальным образованием и семинарским для узкоцерковных нужд.
Даже Нил Сорский, считающийся основателем так называемого "нестяжательства" (не имеющего никакого прямого отношения к обету нестяжания, просто слово такое условное, часто и криво применяемое, кстати), никак не отрицал ни общежительных монастырей как таковых (напротив), ни хозяйственных "тяжелых" работ монахов в этих монастырях.
Ну вот, собственно всё. Про исторические следствия и подробности, может, попозже тут напишу.