Дождливым июньским утром мы подходим к театру. На закрытых дверях - объявление «Театральный сезон закрыт, увидимся в следующем сентябре!». Но мы идём дальше, к служебному входу. Именно отсюда начнётся наше знакомство со скрытой жизнью театра, которая не заканчивается с опущенным занавесом.
- Есть такое популярное выражение: «Театр начинается с вешалки». На самом деле это не совсем так. Для зрителей театр начинается с окошка кассы, - так начинает экскурсию по театру Раиса Сергеевна Фирсова, экскурсовод театрального музея и заслуженный работник культуры России.
Она проводит нас в большое фойе театра, которое часто называют «зелёным» из-за цвета стен. Здесь висят портреты артистов щепкинской труппы, а напротив можно увидеть макеты сцены для спектаклей, которые когда-то шли на сцене. Раиса Сергеевна называет каждый спектакль, отписывает вкратце его содержание.
- Вот видите, здесь всё в красных тонах, кимоно, сакура… Думаете, Япония? Не угадали - Британия! Это был спектакль по Уайльду «Как важно быть серьёзным». В Англии тогда царила мода на всё восточное.
В дальнем углу стоит фортепиано. По субботам и воскресеньям до начала спектакля зрители могут насладиться живой музыкой - в фойе выступают профессиональные музыканты.
Из зелёного фойе поднимаемся по лестнице к музею. На стене висят четыре портрета народных артистов РФ, служивших в нашем театре. Двое из них, Марина Русакова и Виталий Стариков, и сейчас выступают в лучших спектаклях Белгородской драмы.
На другой стене - портреты заслуженных артистов РФ: Виталия и Оксаны Бгавиных, Ивана Кириллова, Ирины Драпкиной.
Театральный музей - небольшое помещение. На стенах старые программки и афиши, в центре - несколько рядов зрительских кресел, на миниатюрной сцене - макет к спектаклю «Мещанин во дворянстве».
Раиса Сергеевна рассказывает об истории театра:
- После революции было решено нести культуру в массы. Среди принятых для этого мер был приказ об основании в каждой области своего театра. В то время, то есть, в двадцатых годах прошлого века, Белгород был частью Курской области, в которой работали две профессиональных труппы - из Валуек и Старого Оскола. Позже старооскольскую труппу перевели в Белгород. Самое первое упоминание о Белгородском колхозно-совхозном театре датируется 1936 годом. Спектакли проходили в здании театра «Орион».
Война застала артистов на гастролях, попасть домой они смогли только в сентябре 1941 года и сразу же начали играть спектакли, выступали в госпиталях и перед бойцами на передовой. Труппа отказывалась эвакуироваться до последнего момента, вплоть до битвы под Курской дугой. А после освобождения города вернувшиеся актёры активно помогали в восстановительных работах.
В 1954 году была образована Белгородская область, и театр стал областным. Через два года начали строить новое каменное здание- то самое, в котором мы сейчас находимся, в 1962 здесь показали первый спектакль. А в 1998 году театру было присвоено почётное звание «академический», что говорит о его высочайшем уровне.
Мы рассматриваем экспонаты - две красочные афиши знаменитого в своё время спектакля «Ромео и Джульетта», огромная сабля, эскизы костюмов и сами костюмы… Раиса Сергеевна обращает внимание на богатое платье, сделанное для роли императрицы Екатерины Второй.
Отдельная экспозиция посвящена великому русскому актёру Михаилу Щепкину, чьё имя носит театр. Здесь и макет дома в деревне Красное, где родился актёр, и гравюры заслуженного художника РФ Станислава Косенкова, выполненные специально к двухсотлетию со дня рождения Щепкина. Кроме того, тут можно увидеть факсимильную копию листка со словами «Записки актера Щепкина, 17 мая 1833, Москва. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда, в селе Красном, что на речке Пенке в 1788г, ноября шестого числа». Эти строки когда-то написал Пушкин, чтобы уговорить своего друга Щепкина написать мемуары о своей нелёгкой, но интересной жизни.
В театральном музее ещё много интересного, но мы спешим дальше. Тяжёлая железная дверь, за ней - темнота и какие-то трубы. Мы не очень понимаем, где находимся. Но тут сверху раздаются голоса и шаги. Мы под сценой!
Дальше - библиотека Белгородского отделения Союза театральных деятелей РФ. Здесь всего несколько рядов полок, но зато какие книги! Книги об актёрах и книги, написанные актёрами. Мемуары, воспоминания, пьесы. Из недавнего пополнения - книги народного артиста РФ и режиссёра Марка Розовского, с дарственными подписями автора.
- Самая популярная и читаемая книга в нашей библиотеке - «О технике актёра» Михаила Чехова. Её берут и молодые актёры, и мэтры, - делится заведующая библиотекой Анна Шацкая.
Рядом с библиотекой - бутафорский цех. Очень высокий потолок, повсюду - баллончики с красками, клей, поролон, пенопласт - чего тут только нет! Художник-бутафор театра Юлия Барсукова рассказывает, что бутафория - это все те предметы, которые зритель видит на сцене.
- Бутафор - это мастер на все руки, мы должны уметь делать всё, и делать хорошо. Я по образованию мастер декоративно-прикладного искусства, закончила наш институт искусств и культуры. Вообще художник-бутафор - это очень узкий профиль, учиться ему можно всего в нескольких местах - Казани, Москве.
Мы с уважением смотрим на стоящие под потолком подделки античных бюстов, на висящие над рабочим столом эскизы. Для такой работы руки действительно должны быть золотыми.
В последнем пункте нашего назначения - художественном цехе - нас встречает главный художник БГАДТ Марина Шепорнёва. Здесь на полу - пятна краски, в которых угадывается контур сказочного замка, под потолком - вырезанные из фанеры слова, а на стуле возле стенки скромно примостился портрет Станиславского - Константин Сергеевич наблюдает, чтобы всё в театре было правильно и как надо.
Главный художник - профессия очень ответственная, ведь именно от него зависит полное оформление спектакля - начиная от костюмов и заканчивая декорациями. Главный художник должен контролировать работу всех остальных цехов. Главный художник - это сложно, но очень интересно.
- В детстве я ходила в кружок рисования и в драматическую студию. Мне нравилось заниматься и там, и там, но когда передо мной стал выбор профессии, пошла всё-таки на художника. И теперь моя работа объединяет два моих увлечения, - говорит Марина Евгеньевна.
- Сейчас очень много возможностей для того, чтобы делать проекты декораций к спектаклю. Можно рисовать эскизы, если декорации не очень сложные. Можно делать макеты сцены в маленьком масштабе. А можно рисовать на компьютере в 3D-графике. Конечно, каждый художник выбирает тот способ, который удобнее ему.
С костюмами точно так же. Кто-то рисует детальные эскизы, всё подробно подписывает или даже прикладывает образцы тканей. Кто-то - лишь набрасывает.
Детские спектакли всегда требуют более ярких декораций, чтобы дети не скучали до начала спектакля, а могли их рассматривать, подмечать какие-то детали. Вот, например, сейчас готовим спектакль «Чипполино» - там будет очень интересный занавес, с бабочками и цветочками, дома будут разные. А уж какие головные уборы делают наши бутафоры - там и тыква, и помидор, и баклажан.
Очень приятно, когда твою работу отмечают - на фестивалях, например. Или когда кто-то после спектакля оставил отзыв и в нём похвалил костюмы, декорации, реквизит. Ведь всё, что мы делаем, мы делаем для зрителя. И такие отзывы и отклики очень важны.
Наше путешествие по закулисью заканчивается. По узким запутанным коридорам Раиса Сергеевна провожает нас к выходу.
- Приходите в следующем сезоне к нам на спектакли!
Конечно, придём! И теперь будем не только внимательно смотреть спектакли, но и уделять внимание реквизиту, нарядам, декорациям, зная, сколько в них вложено труда.