Следующей точкой на пути нашего следования был Брест. До него мы доехали все по той же федеральной трассе и остались там на две ночи.
Не могу сказать, что город мне не понравился, но какой-то он стремный. Мне показалось, я прям чувствую эту тяжелую, давящую энергетику.
Наверное, больше всего это ощущалось на главной пешеходной Советской улице. Такая красивая улица в центре с коваными старинными фонарями наподобие нашего Арбата. Во многих городах есть такие места, и там всегда кипит жизнь. Продаются сувениры, играют уличные музыканты, предлагают свои услуги художники, еще какая-нибудь движуха происходит.
А тут - ничего. Точнее днем мы там застали репетицию военного оркестра, а вечером даже его не было. Странно очень.
Хотя люди гуляют и кое-что все-таки было. Каждый день вечером по Советской ходит фонарщик с лесенкой и вручную зажигает фонари. Возле первых фонарей стоит чугунный циферблат, на котором стрелки установлены на время зажжения фонарей, чтобы люди знали, когда приходить.
Так что к началу этого действа собирается небольшая толпа, и как только появляется фонарщик, бодрый такой дедушка в синей форме, все начинают фоткать и носиться за ним от фонаря к фонарю.
Милая традиция, но все равно центр города кажется каким-то мрачным, выпавшим из жизни.
Особый колорит добавляют расположенные вдоль Советской магазинчики вроде "Мира штор" и "Металлоремонта". Как-то уж очень провинциально.
Мы вычитали в путеводителе что Советскую пересекает улица Гоголя, на которой есть аллея фонарей, выполненных в виде персонажей его книг. Не сразу нашли это место в темноте. Да и половина этих фонарей-скульптур не горела. Фотографировали каждую со вспышкой, чтобы хоть как-то рассмотреть. Других желающих посмотреть на фонари в этот день не было, так что мы таскались там в темноте и полном одиночестве.
Жили снова в квартире, хозяйкой оказалась очень приветливая молодая девушка. А вот квартира какая-то неуютная. Может потому, что первый этаж, и на всех окнах опущены жалюзи. Может потому, что в квартире хоть и чисто, ремонт есть, но все вещи и отделка какие-то случайные, безликие.
А худшее что там было - это синтетическое постельное белье. Я на таком совсем не могу спать. Собственно, я и не спала большую часть ночи. Уснуть мне там удавалось только к утру.
И в первую же ночь со мной случился приступ сонного паралича.
Я много читала об этом явлении, когда интересовалась всякой мистикой и крипотой. Если вкратце, то это как-то связано с фазами сна и мышечным тонусом. Мозг человек вроде бы просыпается, а тело еще нет. В итоге он не может пошевелиться. При этом ему тяжело дышать, кажется, что в комнате кто-то есть и его душит. В прошлом веке в деревнях считалось, что это домовой садится на грудь и давит.
Вот это со мной и случилось, честное слово! Не домовой, конечно, а сонный паралич. Я проснулась среди ночи от того, что не могу пошевелиться и мне тяжело дышать. Сначала я подумала, что это мой стокилограммовый муж меня приобнял во сне. Но потом я краем глаза сбоку от себя в темноте увидела какого-то монстра, который держал меня и не давал дышать. Я очень испугалась, но не могла ни закричать, ни вырваться. У меня получалось только мотать головой. От этих движений паралич прошел. Я снова ощутила свое тело, окончательно проснулась и увидела, что в комнате никого кроме мужа нет. Интересный опыт.
На следующий день пошли смотреть Брестскую Крепость.
Там тихо и хорошо. От крепости мало что осталось, везде более менее облагороженные руины. Во многих местах установлены небольшие белые таблички, на них написано, в каком году сколько и чьи кости были найдены на этом месте. Там не только солдаты, защитники крепости. Там женщины, дети, в одном месте даже собака упоминается.
Долго были в музее. Там кстати не так много вещей, зато очень много фотографий. На черном фоне портреты людей, который погибли в крепости, когда началась война, на белом фоне те, кому удалось выжить. Их мало. Почти к каждой фотографии есть сопроводительный текст. Что это был за человек, как складывалась его судьба, как и где он погиб.
Муж, по-моему, прочитал все, я не смогла.
Запомнилась фотография одного немца. Собственно, он там и был один, его наверное для сравнения поместили. Смешной такой, в очках, на нашего друга похож. Погиб в первый же день войны. Под фотографией было письмо, адресованное его матери.
Пару лет назад была такая тенденция - развенчивать советские мифы, обесценивать героизм солдат Великой Отечественной. Я читала, что не было двадцати восьми панфиловцев, что Ленинград нужно было сдать. И про Брестскую крепость, мол она никакой роли не играла, фашисты просто обошли ее и двинулись дальше, вглубь страны, поэтому нечего придавать этому месту какое-то особенное значение. Героическая оборона крепости очередной миф.
Да, конечно, линия наступления немцев в 41-м году растянулась на сотни километров, сразу же были уничтожены многие аэродромы и промышленные центры, они не на одну крепость напали, и гарнизон одной крепости это наступление остановить не мог. Но люди, самые обычные, такие как мы, сражались до последнего, и это не миф. Вот об этом это место и этот музей.
Когда мы вернулись на базу, я уговорила мужа посмотреть фильм про Брестскую Крепость, который произвел на меня в детстве неизгладимое впечатление. Назывался он кажется "Я русский солдат", снят по повести Бориса Васильева "В списках не значился". Когда мне было 11 лет, этот фильм показался мне очень глубоким и эпичным. Ну, конечно теперь он такого впечатления не производит.
Потом муж заставил меня смотреть современный мини-сериал, тоже про Брест и начало войны. Этот фильм оказался гораздо серьезнее моего.
Но после него я сказала мужу честно, что все это очень интересно, но у всего есть предел, и у меня тоже. Поэтому про войну мы больше в отпуске смотреть не будем, потому что плакать, конечно, приятно, но что это за отпуск, в котором все время плачешь. И чтобы восстановить моральные силы, мне надо посмотреть пару самых тупых, самых американских комедий, какие только бывают.
Сошлись на Властелине Колец в Гоблине.
Улица Советская вечером