ПРОЩАЙ ЖИРОНА, ПРИВЕТ БАРСЕЛОНА
Есть факты, о которых информируют гостей города блогеры и путеводители, а есть те которые обнаруживаешь сам, и найти их бывает нелегко. К первым относятся сведения об уже упомянутых съемках сцен из «Игры престолов».
К сожалению, я не только не знаком с сериалом, но и отношусь с подозрением ко всякого рода фэнтази - и в литературе, и в кинематографе. Однако, фанатам "Game of thrones" стоит специально посетить этот город, чтобы освежить в памяти все эти волнующие сцены.
А вот факт второго уровня, о котором вам не расскажет ни один гид: Жирона начала привлекать внимание писателей с громким именем. Немногие горожане знают, что валлийский писатель Крис Ллойд написал серию детективных романов, в чистом скандинавском стиле нуар, действие которых разворачивается в их городе.
Крис Ллойд
Впервые он познакомился с Жироной в 1979 году, будучи студентом. После окончания университета, где он изучал испанский язык, Крис уехал из Кардиффа в Каталонию, где прожил 24 года. Он влюбился в каталонский язык, его жителей и страну, что означало, что он вернулся в Жирону, чтобы работать учителем английского языка. Писатель дебютировал в 2015 году с книгой «Город доброй смерти», которая привлекла первых читателей рассказом о преступлениях и тайнах, основанным на местных легендах и мифологии Жироны. В этой первой книге Ллойд познакомил читателей со своей главной героиней, Элизендой Доменек, своим собственным Валландером.
Действие второй книги Ллойда, «Город погребенных призраков» (2016), тоже происходит в городе Жирона. Книга повествует о полицейском расследовании трупа, найденного во время археологических раскопок. Произведения Ллойда получили уже мировое признание, правда, пока лишь в англоязычных странах.
Фотка из сети
Из местных писателей стоит упомянуть каталанского автора Джосепа Пла. Об этом Пла оставил пометки в своем «Дневнике одного гения» Дали. Он вспоминает о том, как Пла пришел к нему в дом в Порт-Льегате с неким аргентинским издателем обсуждать как раз эту будущую книгу. Гость настойчиво допытывался у художника каких-нибудь историй. «Ты мне только расскажи - говорил он - а я о тебе напишу столько статей сколько хочешь».
Джосеп Пла
- «Ты лучше напиши обо мне книгу» - ответил Дали. При этом Пла не переставал повторять одну фразу «Когда-нибудь эти усы станут знаменитыми».
Это он, конечно же, об усах сюрреалиста.
В другом месте «Дневника» (С.89) художник вспоминает о своем письме Жосепу Пла по поводу его книги о Дали. Он высказывает мнение по поводу предлагаемого заголовка «Атом Дали». Гений живописи утверждает, что единственным атомом, который создается в районе Ампурдана (населенный пункт в провинции Жирона), является атом Дали. На нем и нужно сконцентрировать внимание в солидном исследовании.
Жозеп Пла (1897 года - 1981), писатель и журналист, считается одним из величайших авторитетов каталонской литературы. Его оригинальный и обширный труд почти непрерывно охватывает шесть десятилетий и более 30 000 страниц, собранных в его Obra Completa (47 томов) изысканной, ясной и точной прозы. «Girona, un llibre de records» является частью этого литературного наследия и мемуарным описанием его юности. В возрасте тринадцати лет Пла покинул родной Палафружель, находящийся неподалеку на побережье, и на повозке добрался до Жироны. Его воспоминания были написаны в 1952 году. Они до сих пор рекомендуется к прочтению всем, кто хочет познакомиться с городом.
Хавьер Кугат
Что касается моих собственных изысканий, то мое внимание привлек один персонаж, который не фигурирует в туристических обзорах, но чья биография мне показалась настолько интересной, что стоит сказать о ней отдельно. Это некто Хавьер Кугат (Xavier Cugat) или Шавьер Кугат, по-каталонски. Как пишет о нем русскоязычная Википедия, это испано-американский руководитель джазового оркестра, аранжировщик, певец, актёр, режиссёр и сценарист. Он один из ключевых популяризаторов латиноамериканской музыки в Америке. Поскольку все, что связано с культурой и искусством, в особенности с музыкой, важно для моих путевых заметок, я подумал, что стоит уделить этой всесторонней личности особое внимание. Пусть это будет отдельный фрагмент, музыкальная пауза этого травелога. Чтобы не сбиваться с канвы повествования, я опубликую рассказ о нем в ближайшее время
Моя миссия в Жироне была выполнена. Забегая вперед, скажу, что эти полтора дня были самым лучшим эпизодом всей поездки. Это было то, чего ожидаешь от путешествия по южной Европе - пространство переполненное историей, культурой и солнцем! Впрочем, Барселона встретила меня тоже вполне гостеприимно. Это потом у средиземноморской красавицы испортилось настроение. Но обо все по порядку…
Я забежал в хостел попрощаться и забрать свой рюкзак. В комнате была пожилая дама, хорошо говорившая по-английски. Накануне она вежливо попросила всех жильцов выставить обувь на небольшой балкончик - бесценный атрибут архитектуры ар-нуво. Дама подсказала мне, как дойти до ж.д. вокзала.
Маршрут оказался нехитрым - от гостиницы по одной из центральных улиц все время прямо. На каком-то этапе улица идет уже вдоль ж.д. эстакады, пока не упирается в привокзальную площадь.
Я зашел в зал. В одной кассе сотрудник не говорил по-английски и послал меня в другую. Там покупала билеты парочка. Англоязычный парень лет сорока поделился со мной информацией, сказав, что ближайший поезд идет медленно, а поезд в 13:26 - быстрый, и приходит в Барселону в 14:05. Мы решили ехать на этом. Так же решил и я.
Нужно было подождать отправления минут 30-40. Первым делом я решил убедиться, что быстро найду место посадки. Поднявшись по эскалатору (или лестнице) на платформу, я увидел людей, ожидающих поезда. Посчитав, что все в порядке, я отправился прогуляться.
Пройдясь неподалеку от площади, нашел любопытное здание с керамическими панно покрытыми разноцветной эмалью. На них были изображены сцены трудовой и повседневной жизни граждан. Догадываюсь, что это свидетельство популистского искусства эпохи Франко.
На привокзальной площади скамейки возле современного памятника, кажется какому-то президенту, установленного в 1979 г., были заняты. Сев на поребрик тротуара, я любовался на ни чем не примечательный фасад вокзала. Когда подошло время отправления, я вновь поднялся на знакомую платформу, но тут я засомневался.
Оказалось, что поезд на Барселону отправляется с нового терминала, до него еще требовалось добраться и спуститься на эскалаторе к поезду. К счастью, я успел.
В БАРСЕЛОНЕ
Прибыв на место, снял на фото и видео вокзал Barcelona Sants. Пересекся с блогеркой, взаимно поснимали друг друга, как коллеги. Современное здание, с фасадом почти повторяющим только что виденный в Жироне, но чуть более продвинутый. Вокзал находится на Plaça dels Països Catalans (Паисос Каталанс / Катаналские страны).
Мне нужно было добраться до хостела St Christopher's Barcelona, находящегося по адресу Carrer de Bergara 3.
На скамейке перед входом в вокзал сидит еще одна девушка. Подруливаю к ней пытаясь узнать, как добраться до моей гостиницы. Она пытается помочь, пользуясь сначала моим мобильником, с уже треснутым к тому времени экраном, потом перейдя на свой. В конце концов, приходит к выводу, что и автобус, и метро в моей ситуации слишком сложно и долго. Решаю ехать на такси. Прощаясь, щелкаю девушку на память.
Вдоль фасада проезжая часть с интенсивным движением. Такси много, но они не останавливаются. Некоторые водители подают мне какие-то знаки, но я их не понимаю. Наконец, осматриваюсь внимательнее и вижу стоянку такси. Спрашиваю таксиста, сколько стоит? «Сколько стоит, сколько стоит - ворчит шофер - евро 15, наверное». Чтобы выехать с прилегающей к вокзалу территории, машина медленно движется вокруг него. То и дело останавливаясь. «Вот тебе и «сколько стоит» - опять брюзжит таксист, пока не выезжает из этого заколдованного круга. Выбранный способ передвижения имел еще один бонус - я снял много видео из окна такси.
Устроившись в гостинице, спешу знакомиться с городом. Если, следуя от входа в хостель, перпендикулярно пересечь большой проспект, несколько узких старинных улочек ведут вниз. Как я выяснил позже, это район Raval. На одном из перекрестков - сafe-bar “Centric”. Впервые открытое в 1941 году, кафе выглядит привлекательно. В это время дня в нем много посетителей. Двигаясь в обратном направлении, снимаю очередной “Cannabis Point”. Мне уже ранее попадались эти заведения в Жироне.
Последний славный денек ранней каталонской осени, такой, каким он должен быть - солнечный и теплый. Я иду наугад и выхожу к Барселонскому университету. Здание выглядит вполне старинным и внушительным. Фасад украшает башенка с часами. Перед ним раскинулась большая площадь с пальмами. Я фотографирую двух девушек, одна из которых улеглась на скамейке, а другая сидит. Щелкнул на ходу, еще не зная, что эта моя акция будет иметь последствия. На площади, вдоль фасада вуза, на большой скорости несется скейтбордист. Он упорно пытается произвести какой-то замысловатый трюк, который у него никак не получается. Разгоняется с дальнего расстояния, предварительно переждав проходящую публику, и … опять неудача (это снято на видео на Canon 700D).
Поняв, что это может продлиться очень долго, я решаю подойти к университету. Войдя в одну из дверей, слева от главного входа, обнаруживаю, что это Факультет филологии и коммуникации. Фотографирую интерьер почти со злорадством, потому что понимаю, что этим мне надо было заниматься, а не гуманитарной географией и даже не историей. Тут же публикую снимки в Фэйсбуке.
Это мое занятие прерывают две чернявые девчушки. Все еще погруженный в недра интернета, не могу понять, что им от меня нужно.
Наконец, до меня доходит, что это те самые девчонки со скамейки на площади перед универом, которых я, походя, сфоткал только что. Они добивались от меня этой самой фотки. Оказалось, что это студентки из Латинской Америки, из столицы Гондураса Тегусигальпы ( Tegucigalpa, Honduras). Мы обменялись ссылками и адресами, уже из дома я послал одной из них, по имени Michelle (family name Caceres, now is my FB friend) и ее подружке Yulissa, их снимок.
Возвращаясь к отелю, я заглянул в китайский ресторанчик “Dafudon” неподалеку. По предыдущим поездкам я помнил, что не был в восторге от паэльи и прочих испанских яств, а моя любовь к китайской кухне неизменна.
Так что я съел суп и вернулся в хостел.
Моим соседом оказался молодой парень, житель Гонконга. Я поделился с ним впечатлениями от его родного города и посещения Пика. Он сказал, что планирует найти работу и поселиться в Европе. В те дни, что провел в Барселоне, он по большей части провалялся в постели.
Продолжим