РОК-ОПЕРА ЖЫВА?

Mar 03, 2024 13:34


Выясняется, что скорее да, чем нет, как ни странно это звучит в наше время клипового мышления. Толчком для реанимации жанра послужила, как это будет видно из последующего рассказа, злополучная пандемия коронавируса. Но это лишь свидетельство того, что у многих артистов желание больших музыкальных проектов лишь тлело под оболочкой сиюминутных будней массовой поп-культуры.



С появлением свободного времени подспудное стремление к большим замыслам и большим событиям дало о себе знать с полной силой. Об этом свидетельствует рок-опера группы The Smashing Pumpkins в 3-х актах, вышедшая под одной обложкой осенью прошлого года.



Для меня, как и для многих сверстников, крупная музыкальная форма явилась откровением, когда я услышал мюзикл «Jesus Chist Superstar» в начале 1970-х гг. Мы называли его рок-оперой. А как иначе, если в одной из постановок пел Иэн Гиллан, фронтмен Deep Purple, да и вся музыка была вполне в русле лучших трендов рока той эпохи. Строго говоря, придумал жанр и дал ему название Pete Townshend, лидер The Who, но так случилось, что я сначала услышал их альбом «Who's Next», и навсегда полюбил эту группу, а с «Томми» познакомился много позже. И хотя об этом сочинении и его выдающейся роли в истории рока я много читал и слышал, оно так и не вошло в список моих любимых работ английских музыкантов. Однажды, когда я учился в ПГУ, у меня появилась возможность заказать пластинки родственникам в Финляндии - целых три родных брата деда должны были приехать в Ленинград - среди дисков, которые я заказал был альбом «The Who By Numbers» (1975). Он с тех пор тоже один из моих любимых.



То, что Билли Корган взялся за этот неподъемный труд не вызывает удивления. На протяжении значительной части своей карьеры он вместе со своей группой тяготел к концептуальному творчеству. Я помню какое впечатление на меня произвел альбом Mellon Collie and the Infinite Sadness, (1995). В то время телевизионная эпоха еще не закончилась, и канал MTV с его клипами имел важное значение. Ролик с песней «1979» был сенсацией, но меня лично поразило то, что недавний пост-панк рокер мелодически находится на одной волне с ранним Дэвидом Боуи. И опять же не удивился поэтому, когда один из главных основателей глэм-рока пригласил, тогда еще молодого музыканта, принять участие в юбилейном концерте в честь своего 50-летия в Madison Square Garden в 1997 г.

Не сомневаюсь в том, что стремление Боуи делать концептуальные вещи, начиная с альбома «Ziggy Stardust», его мечта написать мюзикл для Бродвея, сильно повлияли на Билли и на его творчество. Применительно к этому альбому с тематикой межгалактических полетов, нельзя не упомянуть и первый хит Боуи «Space Oddity».



Со времени Mellon Collie я постоянно слежу за карьерой The Smashing Pumpkins. Я брал в библиотеке и копировал для себя все предшествовавшие опере альбомы группы. Меня привлекает то, что не обладая таким ярким мелодическим даром, как Боуи, Корган все же создает мелодически внятную музыку. В этом его отличие от многих других альтернативных артистов, которые занимаются, как я уже писал раньше, творчеством, «независимым» не столько от воротил музыкального бизнеса, сколько от слушателя. Аранжировки The Smashing Pumpkins, как правило, сбалансированы по отношению аудитории: учитывая любителей тяжелой музыки, они не ограничиваются одним этим направлением, чередуя его с с более комфортным для уха звучанием.

image Click to view



Что касается концептуальности произведений поп-культуры, это вопрос непростой. Здесь важно помнить о возрасте тех, кто ее потребляет. Принято считать, что рок - это дело молодых, и, скорее даже, юных. Такому слушателю свойственно увлекаться вымышленными романтическими героями, их фантастическими историями. Таков был Зигги, рожденный воображением Боуи, таков Shiny, персонаж АТУМА и реинкарнация героев предыдущих альбомов  The Smashing Pumpkins. Однако что делать человеку, которому перевалило за 60, но он по прежнему любит рок-музыку, понимая, что все эти персонажи и истории сродни китчу массовой культуры? Видимо, выход один - постараться помолодеть, хотя бы душой. Вернуться к наивности восприятия мира. Жанр фэнтези во всех его ипостасях, и компьютерные игры - это питательная среда АТУМА. Возьмите хотя бы название одной из «арий» Армагеддон! Но эти веяния прошли мимо меня, как и все концептуальные изощрения чикагских ребят последних 30 лет, вникать в них нет ни желания, ни времени, но их музыка мне по-прежнему нравится.

image Click to view



Чтобы все же понять что-то в содержании этой оперы, я перевел англоязычную статью Википедии. Каково же было мое удивление, когда, случайно заглянув в русскую версию этого неиссякаемого источника сети, я обнаружил практически идентичный моему переводу вариант текста. Такое случается нечасто. Так что на этом моя авторская рецензия заканчивается. а все желающие могут ознакомиться со статьей в Википедии, не отягощенной лишней информацией.

ВИКИПЕДИЯ

Atum: A Rock Opera in Three Acts - двенадцатый студийный альбом американской рок-группы The Smashing Pumpkins. Альбом был выпущен тремя отдельными частями по 11 песен: Act One был выпущен в ноябре 2022 года, Act Two был выпущен в январе 2023 года и Act Three был выпущен в мае 2023 года. Бокс-сет, состоящий из всех 33 песен, а также из 10 дополнительных эксклюзивных песен, был выпущен в начале мая 2023 года. Это последний студийный альбом группы, записанный при участии гитариста Джеффа Шредера перед его уходом в октябре 2023 года.

Предыстория

Фронтмен Билли Корган впервые объявил о своих планах выпустить концептуальный альбом-сиквел к Mellon Collie and the Infinite Sadness (1995) и Machina/The Machines of God (2000) в октябре 2020 года, незадолго до выхода одиннадцатого студийного альбома группы Cyr в ноябре 2020 года. Корган хотел сделать это еще в 2017 или 2018 году, но из-за всего, что происходило с группой в то время, включая возвращение гитариста Джеймса Иха в группу впервые за 18 лет, и планирование большого тура примерно на 3/4 оригинальной группы, он вместо этого записал менее амбициозный альбом из 8 песен Shiny and Oh So Bright (2018). Когда несколько лет спустя разразилась пандемия COVID-19 и отменила большую часть запланированных гастролей группы, Корган обнаружил, что у него много свободного времени, и решил вернуться к своей грандиозной идее. Альбом был записан в течение двух лет, кое что было записано одновременно с Cyr.

Концепция и структура

Atum - концептуальный альбом («Атум» (произносится так же, как «Autumn» / Осень), который Корган описывает как сиквел альбомов Mellon Collie and the Infinite Sadness и Machina/The Machines of God. Альбом рассказывает историю того же персонажа, что и в предыдущих двух альбомах ("Zero" и "Glass"), но который теперь намного старше, и теперь известен как "Shiny". Как и в случае с предыдущими альбомами, история описывается Корганом как «... Одной ногой в реальности и одной ногой в выдуманном мире... Он основан на многих автобиографических вещах. Но есть много вещей, которые мне просто интересно исследовать, но которые не обязательно имеют ко мне какое-то отношение».

Звук

В отличие от более электронного, чем гитарного звучания Cyr, Корган описывает Atum как более гитарный. По его мнению, звук в альбоме имеет «миллион различных направлений». Он также отмечает, что около трети альбома имеет «тяжелый» звук, а другая треть «более похожа на то, что [группа] делала в последнее время», наконец еще одна треть отражает более «эзотерические» концептуально/музыкальные аспекты альбома.

Релиз и продвижение

Название альбома, состоящего из трех частей было объявлено в сентябре 2022 года. Первый сингл с альбома, «Beguiled», был выпущен на следующий день. Корган также вел еженедельный подкаст под названием Thirty Three, где он будет играть и разбирать новую песню каждую неделю перед выпуском. В последнем эпизоде подкаста «Of Wings» Билли рассказал, что третий том называется «Zodeon At Crystal Hall» и что шесть бонусных песен взяты с настоящего альбома, всего одиннадцать песен, а остальные четыре являются би-сайдами. Группа отправилась в тур Spirits on Fire по Северной Америке с поддержкой Jane's Addiction и Poppy (AI - Moriah Rose Pereira), предваряя первый выпуск альбома. При этом на некоторые канадских концертах Our Lady Peace заменили в качестве поддерживающего состава Jane's Addiction, а Мег Майерс заменила Poppy. В марте 2023 года «Spellbinding» была выпущена на стриминге в качестве второго сингла с альбома. Песня также прозвучала в финальных титрах фильма «Загадочное убийство 2» на Netflix. В тот же день, когда была выпущена "Spellbinding", группа также объявила о летнем туре под названием The World Is A Vampire tour. Он проходил в амфитеатрах и небольших крытых театрах, группа продолжит продвигать Atum при поддержке Stone Temple Pilots, Interpol и Rival Sons. Этот тур включал участие в одноименных фестивалях, которые прошли в Мехико и в 8 городах Австралии. 13 апреля 2023 года был выпущен клип на песню «Empires», в котором были показаны кадры выступления из тура Spirits on Fire. Режиссером был Кевин Керслейк, который ранее снял клип на песню «Cherub Rock» (альбом Seamese Dream 1993).

Вот

рок музыка, американская музыка, bowie, хитофоб (приложение), sound & vision

Previous post Next post
Up