В России в последнее время стала активно обсуждаться возможностьсоздания собственных рейтинговых агентств. С одной стороны, международные рейтинги действительно бываютнеобъективны к России, однако существует опасение, что внутренние российскиерейтинги никого не заинтересуют, кроме российских чиновников, которые будут сих помощью отчитываться об успехах в развитии образования, борьбе с коррупциейи так далее. Так А.Фурсенко говорит о заниженной оценке британским изданиемTimes Higher Education российских вузов.
Следует ли России создавать собственные рейтинговые агентства, противопоставляя их международным? Почему не один российский вуз не вошел в рейтинг 100 лучших университетов мира? Что надо сделать, чтобы повысить уровень российского образования?
Мой комментарий для
Regions.ru:
Говорить о том, что наше образование уступает западному, я бы не стал. Да, система образования у нас раздута: в 90-е годы вузы появлялись на каждом чердаке и в каждом подвале. Престиж высшего образования резко упал, потому что оно стало массовым явлением. К примеру, на одного студента ссуза в Москве приходится 10-12 студентов вузов, то есть мы получили обратно перевернутую пирамиду, такого нет ни в одной стране мира.
Я не могу говорить за все вузы страны, но, к примеру, среди моих знакомых и однокурсников по МГТУ им. Н.Э.Баумана и Физтеху, есть те, кого переманили на работу в США. Недавно был свидетелем визита представителей Массачусетского технологического института в Бауманку. Они восторгались качеством нашего образования и говорили, что их вуз создан по образу и подобию царского ремесленного училища - предтеча МГТУ им. Баумана.
Почему российские вузы не попали в мировые рейтинги? Для этого надо знать, по каким критериям идет отбор: по уровню зарплат выпускников и преподавателей, по степени востребованности при трудоустройстве, или же есть какие-то другие тайные критерии? Это аналогично засекреченной формуле "Кока-колы". Никто не знает ее состав, и она является самым популярным напитком в мире.
Ни для кого не секрет, что рейтинги являются инструментом влияния, также как и прогнозы на будущее. Всегда нужно задавать вопросы: кому выгодно? "Cui prodest?".
Андрей Александрович Фурсенко прав: критикуешь - предлагай. Если мы создадим свою систему рейтинга, которая будет открытой и прозрачной, то есть будем показывать и разъяснять, по каким критериям рейтинги составлялись, а потом попросим западные компании сделать тоже самое, то все встанет на свои места. Возможно, западные рейтинги вообще потеряют тогда свой авторитет.