Народные думы и песни о Сталине:)

Dec 02, 2010 12:05

В народной поэзии Сталин выступает как великий продолжатель дела Ленина.
        Сталин - это Ленин сегодня, таким видит его весь советский народ,
        "Океан да с океаном - братья кровные.
        Сталин Ленину да кровный брат
        По работе, по размаху по орлиному,
        По полету, по простору соколиному.
        Мы идем со Сталиным, как с Лениным,
        Говорим со Сталиным, как с Лениным..."

поется в русской народной песне.
        Об этом поет и Джамбул, обращаясь к Ленину:

"Мы в Сталине видим твои черты,
        В Сталине ожил ты".

До Ленина дошла весть, что империалисты всего мира вместе с русскими генералами собрались задушить советскую власть.

"Ленин услышал, -
        К Сталину вышел,
        Молвил: "Цека и я это дело,
        Сталин, тебе поручаем всецело.
        Собери войска,
        Ударь на врага"...

"Сталин отважный, солнечно-ясный,
        Как услыхал, говорит: "Прекрасно".
        И встал он стройный, словно чинар,
        Словно сдвинулась с места гора..."

Со своими войсками Сталин подошел к Царицыну "и стал врагу поперек". Далее в поэме, в традиционных тонах эпической былины, изображается жестокая сеча, в которой вместе со Сталиным, под его руководством, бьются с врагами народные богатыри: Ворошилов, Буденный с силой Конной, Фрунзе грозный, Чапаев молниекрылый, Киров отважный, Серго - твердокаменный исполин, Щорс - бесстрашный воин.
        Одержав победу, Сталин возвращается в Москву с войсками и хлебом для народа.


   "И сильно Ленин обрадовался,
        Подошел, храбрецу поцелуй отдал.
        "Большевистский, великий военачальник,
        С любовью в сердце тебя встречаю".

Так воссоздается в поэме образ Сталина времен гражданской войны. Поэма завершается обетом Сталина "Высоко держать и победно нести великое знамя - Ленинизм".
        То, что в "Царицынской битве" дано лишь как эпилог, составляет один из самых поэтических мотивов народной поэзии. В народной поэзии Сталин воспевается как богатырь, сдержавший великую клятву, данную Ленину.

"...В Москве,
        прощаясь с гением и другом,
        Великий Сталин клятву произнес.
        И видим мы, свидетели живые,
        Что эта клятва верная жива.
        И стали делом мудрые, простые
        Вошедшие в историю слова.
        ...Ведет страну к победам светлый Сталин.
        Вокруг него сплотился весь народ.
        Как клялся он ему, мы клятву дали.
        Мы в нем, любимом, Ленина узнали.
        Великий Ленин в Сталине живет".

С особенной поэтической силой клятва Сталина воспета в украинской народной песне "Два сокола". Песня заканчивается словами:

"И сдержал он клятву,
        Клятву боевую:
        Сделал он счастливой
        Всю страну родную".

И народ сложил тысячи песен, в которых Сталин выступает как создатель, творец народного счастья.

"- Кто дал удмуртам счастье,
        Кто дал им силу и славу,
        Открыл им ворота к солнцу,
        Мечтой окрылил высокой?
        Кто лучший удмуртов друг?

- Спрашивает внук у деда. И дед ему отвечает:

"Сталин принес нам счастье,
        Сталин принес нам силу,
        Сталин принес нам славу, -
        Он наш учитель и друг".

Такие песни сложили все советские народы. И везде в этих песнях Сталин предстает как образ осуществленного счастья, расцветшей природы, счастливых, радостных людей и могучей, непобедимой родины.
        В многочиcленных произведениях народной поэзии выражено народное сознание того, что все изумительные превращения, происшедшие в стране и в жизни людей, являются прямым и непосредственным результатом деятельности вождя народа.
        В белорусской популярной песне "Лизавета" поется:

"Как в колхозе мы живем,
        Что когда сказал нам Сталин
        Слово ясное свое,
        Мы работать дружно стали
        И наладили житье.
        Что теперь мы всем богаты,
        К нашим девкам едут сваты
        В наших реках ходит рыба,
        Напоил посевы дождь.
        Говорим тебе спасибо,
        Наш родной любимый вождь".

И украинский колхозник, глядя на землю своей цветущей родины, поет о Сталине.

"Дал он в руки счастье,
        Вывел нас на свет...
        Твое имя Сталин,
        Знамя всех побед".

И азербайджанка Джамалиева, оглядываясь на себя и на счастливых своих подруг, обращается к образу Сталина:
        "Кто выводил на свет из тьмы и тебя и меня?" - спрашивает она в своей песне.
        - "Мы, я, мы, я - подруги и друзья".
        "Кто выводил на свет из тьмы и тебя и меня?" - спрашивает она вновь и отвечает: - "Сталин вывел на свет из тьмы и тебя и меня".
        В народной поэзии Сталин выступает как великий зодчий коммунистического общества, создатель счастливой жизни, мудрый отец народов СССР.
        Народный акын Казахстана - Джамбул Джабаев создал песню о большом караване, в котором одиннадцать союзных республик уподобляются каравану.

"Я вижу: идет по земле караван,
        И в том караване одиннадцать стран..."

Их ведет великий Сталин.

"Он гений и житель народной души,
        Он самый испытанный из кош-басши 1)
        Он знает звезду, что рубином цветет,
        И прямо к джайляу 2) ведет...
        Туда, где мечты поколений слились
        В джайляу веков - Коммунизм".
1) Кош-басши - водитель каравана.
2) Джайляу - место летнего кочевья.
        В народной поэзии образ Сталина предстает как могучий образ созидания, творчества жизни. Этот образ отражен и в песнях народов о Сталинской Конституции. Творец Конституции воспевается в них как творец нового закона жизни - закона счастья.

"Закон, по которому радость приходит,
        Закон, по которому степь плодородит,
        Закон, по которому сердце поет,
        Закон, по которому юность цветет,
        Закон, по которому служит природа
        Во славу и честь трудового народа".

Образ Сталина всеобъемлющ, - он охватывает собой все стороны жизни советских людей, все достижения нашей родины. На всем виден отпечаток сталинского гения, его мудрой заботы о счастье народа, о благе и мощи советской родины.
        Образ Сталина окрашивает все жизнеощущение советского человека, делает мир прекрасным.

"По-иному светит нам
        Солнце на земле.
        Знать оно у Сталина
        Побыло в Кремле"

- поют украинские колхозники.
        Кумыкский ашуг из Дагестана Казияв Али в своей песне "Рай для нас" поет о том, как он ищет такие слова, которые с наибольшей поэтической силой передали бы облик народного вождя.

"День за днем я в трудных поисках хожу,
        Но сильней, чем "Сталин", слов не нахожу".

Чтобы ярче выделить образ Сталина, показать его мудрость, силу, величие, народ сравнивает Сталина со всем самым мощным и прекрасным, что есть в природе.
        Народная поэзия полна многообразными сравнениями, которые должны дать поэтические представления об облике вождя.
        Кабардинский народ поет: "Сталин - солнце золотое наше", эвенк сравнивает его с северным сиянием, житель Алтая с могучим кедром. В украинской песне о Сталине поется о ясном месяце, которому навстречу выходят звезды:

"То не звезды вышли в небо,
        Это - наши доли.
        Вывел их товарищ Сталин,
        Вывел из неволи".

Крымские татары сравнивают его образ с морем. В песне таджиков Сталин предстает в образе орла, "у которого есть миллионы верных и смелых орлят..."
        Сулейман Стальский видит образ Сталина в утренней звезде. Джамбул создает много прекрасных песен о Сталине, в них Сталин сравнивается и с океаном и с полярной звездой, и с горами, и с луной, и с солнцем, тем не менее Джамбул находит, что ни одно из этих сравнений не может передать образ Сталина.

"Не мог тебя я и с солнцем сравнить,
        Может и солнце порой изменить -
        Светит оно лишь в ясные дни...
        Сталин! Сравнений не знает старик...
        С родною домброй по степям я пройду,
        Сокровище слов в народе найду,
        Я песню посею в пылких сердцах,
        И вырастут песни степного певца.
        В песнях этих найдут поколенья
        Достойное Сталина сравненья".

Эти возвышенные сравнения, в которых народная поэзия стремится выразить могучие черты великого Сталина, не затемняют реальных и живых черт сталинского облика. Сталин предстает в народных песнях мудрым учителем, воспитателем народа, родным отцом всех трудящихся.
        С большой поэтической непосредственностью создает образ Сталина русская сказительница Марфа Крюкова:

"Глядит - правит страной заботливо
        Превеликий вождь, предобрый отец
        Еще славный, мудрый Сталин - свет,
        ...Он все слышит, - видит, как живет народ,
        Как живет народ, как работает.
        За хороший труд награждает всех
        Он в Москву к себе приглашает тех...
        Порасспросит, поразведает,
        Как работают, чем нуждаются,
        Сам дает советы мудрые..."

Сталин - это простой советский человек. И эту великую черту вождя народов - его гуманизм, его человечную близость всем простым людям, это величайшее соединение качеств народного вождя и человека из народа просто и ясно выразил в одной из песен Джамбул:

"Вчера я рядом с тем сидел,
        О ком я только в песнях пел,
        Я на него в упор глядел, -
        Он добрый человек.
        Любовь в лице его видна,
        Светлы глаза его до дна,
        В них разум, честь и глубина,
        Он вождь и человек".

Образ Сталина овеян всенародной любовью. Самые глубокие, самые сильные чувства любви, преданности, верности обращены к Сталину. Как живая кровь, чувство любви согревает все произведения народной поэзии о Сталине. Но, кроме того, народом создан ряд произведений, содержание которых целиком сосредотачивается на выражении народного отношения к Сталину.
        Народ сложил множество здравиц и песен-пожеланий Сталину.

"Жизнь твоя драгоценна!
        Пусть же будет она, жизнь твоя, долговечной,
        Нам, счастливым, на радость и на радость тебе!"

- поется в кабардинской здравице.

"Пусть сладостны будут хлеб его, соль и вода", - поется в татарской песне.
        Народы зовут Сталина в гости, чтобы он увидел их счастливую жизнь. Зовут к себе донские казаки, зовут лезгины, зовут туркмены.
        Увидеть Сталина - величайшее счастье, заветная мечта советского человека.
        В украинской песне поется, как размечталась звеньевая о том, чтобы на слете стахановцев увидеть Сталина.

"Над Кремлем звезда сияет.
        Все знакомы - весь ЦК.
        Сталин ласково встречает,
        Узнает издалека".

В Белоруссии поется популярная замечательная песня "Проводы" о том, как "В гости к Сталину Аксинью провожали".
        В татарской песне говорится: "Мне бы хотелось около Сталина побывать, мне бы хотелось Сталина в щеку поцеловать".
        В русской частушке страстное желание увидеть вождя выражено такими словами:

"Не печаль меня, подружка,.
        Я уж припечалена:
        Я на съезде не была,
        Не видала Сталина".

В колыбельных песнях матери поют детям о Сталине. Мордовка поет, качая сына на своих руках: "...Сталин будет первым словом на твоих губах",
        В черкесской колыбельной мать мечтает о будущности сына:

"Отличишься на работе
        И не сдашь в бою,
        И пожмет наш Сталин руку,
        Рученьку твою".

Так образ Сталина пронизывает всю народную поэзию, и везде, где этот образ выступает, он окрашивается живым чувством любви и преданности народа своему великому вождю.
        За Сталина люди из народа готовы отдать свою жизнь. Это чувство беззаветной преданности вождю прекрасно передано в лакской песне:

"Идут за тобой
        Миллионы людей, -
        И тот, кто однажды
        Пошел за тобой,
        Скорее умрет,
        Чем покинет твой путь".

Образ Сталина в народной поэзии выступает как образ народного вождя, в котором исчерпывающе выразился всенародный характер, исторический гений народа. В Сталине проявляют себя типические черты всего народа. Жизнеощущение, судьба, интересы многомиллионных народов Советского Союза с классической полнотой и эпической силой воплотились в индивидуальном облике Сталина.
        И когда советский человек хочет с предельной ясностью и силой выразить свои чувства высокого патриотизма, любви к родине, преданности партии Ленина-Сталина, он, как в узбекской народной песне, говорит:

"Тогда произношу я "Сталин",
        И в этом выражаю все".

http://www.oldgazette.ru/lib/propagit/23/12.html

Агитпроп, Сталинизм

Previous post Next post
Up