В народной поэзии Сталин выступает как великий продолжатель дела Ленина.
Сталин - это Ленин сегодня, таким видит его весь советский народ,
"Океан да с океаном - братья кровные.
Сталин Ленину да кровный брат
По работе, по размаху по орлиному,
По полету, по простору соколиному.
Мы идем со Сталиным, как с Лениным,
Говорим со Сталиным, как с Лениным..."
поется в русской народной песне.
Об этом поет и Джамбул, обращаясь к Ленину:
"Мы в Сталине видим твои черты,
В Сталине ожил ты".
До Ленина дошла весть, что империалисты всего мира вместе с русскими генералами собрались задушить советскую власть.
"Ленин услышал, -
К Сталину вышел,
Молвил: "Цека и я это дело,
Сталин, тебе поручаем всецело.
Собери войска,
Ударь на врага"...
"Сталин отважный, солнечно-ясный,
Как услыхал, говорит: "Прекрасно".
И встал он стройный, словно чинар,
Словно сдвинулась с места гора..."
Со своими войсками Сталин подошел к Царицыну "и стал врагу поперек". Далее в поэме, в традиционных тонах эпической былины, изображается жестокая сеча, в которой вместе со Сталиным, под его руководством, бьются с врагами народные богатыри: Ворошилов, Буденный с силой Конной, Фрунзе грозный, Чапаев молниекрылый, Киров отважный, Серго - твердокаменный исполин, Щорс - бесстрашный воин.
Одержав победу, Сталин возвращается в Москву с войсками и хлебом для народа.
"И сильно Ленин обрадовался,
Подошел, храбрецу поцелуй отдал.
"Большевистский, великий военачальник,
С любовью в сердце тебя встречаю".
Так воссоздается в поэме образ Сталина времен гражданской войны. Поэма завершается обетом Сталина "Высоко держать и победно нести великое знамя - Ленинизм".
То, что в "Царицынской битве" дано лишь как эпилог, составляет один из самых поэтических мотивов народной поэзии. В народной поэзии Сталин воспевается как богатырь, сдержавший великую клятву, данную Ленину.
"...В Москве,
прощаясь с гением и другом,
Великий Сталин клятву произнес.
И видим мы, свидетели живые,
Что эта клятва верная жива.
И стали делом мудрые, простые
Вошедшие в историю слова.
...Ведет страну к победам светлый Сталин.
Вокруг него сплотился весь народ.
Как клялся он ему, мы клятву дали.
Мы в нем, любимом, Ленина узнали.
Великий Ленин в Сталине живет".
С особенной поэтической силой клятва Сталина воспета в украинской народной песне
"Два сокола". Песня заканчивается словами:
"И сдержал он клятву,
Клятву боевую:
Сделал он счастливой
Всю страну родную".
И народ сложил тысячи песен, в которых Сталин выступает как создатель, творец народного счастья.
"- Кто дал удмуртам счастье,
Кто дал им силу и славу,
Открыл им ворота к солнцу,
Мечтой окрылил высокой?
Кто лучший удмуртов друг?
- Спрашивает внук у деда. И дед ему отвечает:
"Сталин принес нам счастье,
Сталин принес нам силу,
Сталин принес нам славу, -
Он наш учитель и друг".
Такие песни сложили все советские народы. И везде в этих песнях Сталин предстает как образ осуществленного счастья, расцветшей природы, счастливых, радостных людей и могучей, непобедимой родины.
В многочиcленных произведениях народной поэзии выражено народное сознание того, что все изумительные превращения, происшедшие в стране и в жизни людей, являются прямым и непосредственным результатом деятельности вождя народа.
В белорусской популярной песне "Лизавета" поется:
"Как в колхозе мы живем,
Что когда сказал нам Сталин
Слово ясное свое,
Мы работать дружно стали
И наладили житье.
Что теперь мы всем богаты,
К нашим девкам едут сваты
В наших реках ходит рыба,
Напоил посевы дождь.
Говорим тебе спасибо,
Наш родной любимый вождь".
И украинский колхозник, глядя на землю своей цветущей родины, поет о Сталине.
"Дал он в руки счастье,
Вывел нас на свет...
Твое имя Сталин,
Знамя всех побед".
И азербайджанка Джамалиева, оглядываясь на себя и на счастливых своих подруг, обращается к образу Сталина:
"Кто выводил на свет из тьмы и тебя и меня?" - спрашивает она в своей песне.
- "Мы, я, мы, я - подруги и друзья".
"Кто выводил на свет из тьмы и тебя и меня?" - спрашивает она вновь и отвечает: - "Сталин вывел на свет из тьмы и тебя и меня".
В народной поэзии Сталин выступает как великий зодчий коммунистического общества, создатель счастливой жизни, мудрый отец народов СССР.
Народный акын Казахстана -
Джамбул Джабаев создал песню о большом караване, в котором одиннадцать союзных республик уподобляются каравану.
"Я вижу: идет по земле караван,
И в том караване одиннадцать стран..."
Их ведет великий Сталин.
"Он гений и житель народной души,
Он самый испытанный из кош-басши 1)
Он знает звезду, что рубином цветет,
И прямо к джайляу 2) ведет...
Туда, где мечты поколений слились
В джайляу веков - Коммунизм".
1) Кош-басши - водитель каравана.
2) Джайляу - место летнего кочевья.
В народной поэзии образ Сталина предстает как могучий образ созидания, творчества жизни. Этот образ отражен и в песнях народов о Сталинской Конституции. Творец Конституции воспевается в них как творец нового закона жизни - закона счастья.
"Закон, по которому радость приходит,
Закон, по которому степь плодородит,
Закон, по которому сердце поет,
Закон, по которому юность цветет,
Закон, по которому служит природа
Во славу и честь трудового народа".
Образ Сталина всеобъемлющ, - он охватывает собой все стороны жизни советских людей, все достижения нашей родины. На всем виден отпечаток сталинского гения, его мудрой заботы о счастье народа, о благе и мощи советской родины.
Образ Сталина окрашивает все жизнеощущение советского человека, делает мир прекрасным.
"По-иному светит нам
Солнце на земле.
Знать оно у Сталина
Побыло в Кремле"
- поют украинские колхозники.
Кумыкский ашуг из Дагестана Казияв Али в своей песне "Рай для нас" поет о том, как он ищет такие слова, которые с наибольшей поэтической силой передали бы облик народного вождя.
"День за днем я в трудных поисках хожу,
Но сильней, чем "Сталин", слов не нахожу".
Чтобы ярче выделить образ Сталина, показать его мудрость, силу, величие, народ сравнивает Сталина со всем самым мощным и прекрасным, что есть в природе.
Народная поэзия полна многообразными сравнениями, которые должны дать поэтические представления об облике вождя.
Кабардинский народ поет: "Сталин - солнце золотое наше", эвенк сравнивает его с северным сиянием, житель Алтая с могучим кедром. В украинской песне о Сталине поется о ясном месяце, которому навстречу выходят звезды:
"То не звезды вышли в небо,
Это - наши доли.
Вывел их товарищ Сталин,
Вывел из неволи".
Крымские татары сравнивают его образ с морем. В песне таджиков Сталин предстает в образе орла, "у которого есть миллионы верных и смелых орлят..."
Сулейман Стальский видит образ Сталина в утренней звезде. Джамбул создает много прекрасных песен о Сталине, в них Сталин сравнивается и с океаном и с полярной звездой, и с горами, и с луной, и с солнцем, тем не менее Джамбул находит, что ни одно из этих сравнений не может передать образ Сталина.
"Не мог тебя я и с солнцем сравнить,
Может и солнце порой изменить -
Светит оно лишь в ясные дни...
Сталин! Сравнений не знает старик...
С родною домброй по степям я пройду,
Сокровище слов в народе найду,
Я песню посею в пылких сердцах,
И вырастут песни степного певца.
В песнях этих найдут поколенья
Достойное Сталина сравненья".
Эти возвышенные сравнения, в которых народная поэзия стремится выразить могучие черты великого Сталина, не затемняют реальных и живых черт сталинского облика. Сталин предстает в народных песнях мудрым учителем, воспитателем народа, родным отцом всех трудящихся.
С большой поэтической непосредственностью создает образ Сталина русская сказительница
Марфа Крюкова:
"Глядит - правит страной заботливо
Превеликий вождь, предобрый отец
Еще славный, мудрый Сталин - свет,
...Он все слышит, - видит, как живет народ,
Как живет народ, как работает.
За хороший труд награждает всех
Он в Москву к себе приглашает тех...
Порасспросит, поразведает,
Как работают, чем нуждаются,
Сам дает советы мудрые..."
Сталин - это простой советский человек. И эту великую черту вождя народов - его гуманизм, его человечную близость всем простым людям, это величайшее соединение качеств народного вождя и человека из народа просто и ясно выразил в одной из песен Джамбул:
"Вчера я рядом с тем сидел,
О ком я только в песнях пел,
Я на него в упор глядел, -
Он добрый человек.
Любовь в лице его видна,
Светлы глаза его до дна,
В них разум, честь и глубина,
Он вождь и человек".
Образ Сталина овеян всенародной любовью. Самые глубокие, самые сильные чувства любви, преданности, верности обращены к Сталину. Как живая кровь, чувство любви согревает все произведения народной поэзии о Сталине. Но, кроме того, народом создан ряд произведений, содержание которых целиком сосредотачивается на выражении народного отношения к Сталину.
Народ сложил множество здравиц и песен-пожеланий Сталину.
"Жизнь твоя драгоценна!
Пусть же будет она, жизнь твоя, долговечной,
Нам, счастливым, на радость и на радость тебе!"
- поется в кабардинской здравице.
"Пусть сладостны будут хлеб его, соль и вода", - поется в татарской песне.
Народы зовут Сталина в гости, чтобы он увидел их счастливую жизнь. Зовут к себе донские казаки, зовут лезгины, зовут туркмены.
Увидеть Сталина - величайшее счастье, заветная мечта советского человека.
В украинской песне поется, как размечталась звеньевая о том, чтобы на слете стахановцев увидеть Сталина.
"Над Кремлем звезда сияет.
Все знакомы - весь ЦК.
Сталин ласково встречает,
Узнает издалека".
В Белоруссии поется популярная замечательная песня "Проводы" о том, как "В гости к Сталину Аксинью провожали".
В татарской песне говорится: "Мне бы хотелось около Сталина побывать, мне бы хотелось Сталина в щеку поцеловать".
В русской частушке страстное желание увидеть вождя выражено такими словами:
"Не печаль меня, подружка,.
Я уж припечалена:
Я на съезде не была,
Не видала Сталина".
В колыбельных песнях матери поют детям о Сталине. Мордовка поет, качая сына на своих руках: "...Сталин будет первым словом на твоих губах",
В черкесской колыбельной мать мечтает о будущности сына:
"Отличишься на работе
И не сдашь в бою,
И пожмет наш Сталин руку,
Рученьку твою".
Так образ Сталина пронизывает всю народную поэзию, и везде, где этот образ выступает, он окрашивается живым чувством любви и преданности народа своему великому вождю.
За Сталина люди из народа готовы отдать свою жизнь. Это чувство беззаветной преданности вождю прекрасно передано в лакской песне:
"Идут за тобой
Миллионы людей, -
И тот, кто однажды
Пошел за тобой,
Скорее умрет,
Чем покинет твой путь".
Образ Сталина в народной поэзии выступает как образ народного вождя, в котором исчерпывающе выразился всенародный характер, исторический гений народа. В Сталине проявляют себя типические черты всего народа. Жизнеощущение, судьба, интересы многомиллионных народов Советского Союза с классической полнотой и эпической силой воплотились в индивидуальном облике Сталина.
И когда советский человек хочет с предельной ясностью и силой выразить свои чувства высокого патриотизма, любви к родине, преданности партии Ленина-Сталина, он, как в узбекской народной песне, говорит:
"Тогда произношу я "Сталин",
И в этом выражаю все".
http://www.oldgazette.ru/lib/propagit/23/12.html