Некоторые участники рынка потеряли доступ к отслеживанию грузов
Экспедиторские и транспортные компании, занимающиеся доставкой контейнеров железной дорогой, столкнулись с ограничением доступа к отслеживанию местонахождения грузов, выяснил "Ъ". Это случилось после задержания группы лиц, торговавших данными, полученными из систем ОАО "РЖД". Участники рынка говорят, что больше не могут выявить задержку или потерю контейнера в пути, удостовериться в его сохранности и спрогнозировать время прибытия.
Рисунок © Виктор Чумачев / "КоммерсантЪ" 2024
Как стало известно "Ъ", в 20-х числах сентября экспедиторские и транспортные компании, занимающиеся перевозками контейнеров по железной дороге, но не выступающие грузоотправителями и получателями, потеряли возможность отслеживать перемещение контейнеров. Участники рынка связывают эту ситуацию с
задержанием в Санкт-Петербурге организованной группы, подозреваемой в получении несанкционированного доступа к системе отслеживания поездов ОАО "РЖД" и торговле этой информацией. С клиентов, по данным следствия, эти лица брали по 0,5 - 1 млн руб. в месяц.
Данные, о которых идёт речь, могут получать грузоотправители и грузополучатели, подключенные к системе ОАО "РЖД" ЭТРАН, однако компании, которые обеспечивают сквозную перевозку грузов, этого канала доступа не имеют. В ОАО "РЖД" газете сообщили, что не ограничивали в последний месяц доступ к ЭТРАН и все, кто может получать через неё информацию, продолжают получать. Что касается утечек, то с ними всегда борются и будут бороться, отметили в компании.
Также этими данными располагают железнодорожные операторы. Впрочем, уточняет источник в этом секторе, операторы могут отслеживать только свои контейнеры. До начала военных действий на Украине эти данные открыто и бесплатно публиковались, но впоследствии были закрыты. До последнего времени можно было получать эту информацию у сторонних провайдеров. Теперь закрылись и эти каналы.
Собеседники "Ъ" подтверждают отключение или резкое осложнение возможности получения данных о движении контейнеров.
"Мы перестали получать данные о местонахождении перевозимых контейнеров по железной дороге и не можем оперативно информировать наших клиентов", - говорит гендиректор "Shuttle Logistic" Никита Казаринов. "Это, безусловно, отражается на качестве предоставляемой услуги перевозки, поскольку во время пути могут происходить различные ситуации, связанные с задержками или поломками подвижного состава, да и элементарно непонятно, через сколько дней приедет контейнер, и не можем планировать свои цепочки поставок".
"Действительно, доступ к информационным системам ОАО "РЖД" на данный момент заблокирован", - говорит соучредитель ГК "СЛК" Дмитрий Аржаных. "В связи с этим у нас отсутствует возможность предоставлять клиентам данные о дислокации контейнеров в пути по железной дороге в привычном для них формате". Он отмечает, что эта проблема касается всех российских операторов. Что касается фактического прибытия контейнеров на терминал, то об этом терминалы информируют в штатном режиме, говорит господин Аржаных.
•
Почему отправлять контейнеры морем стало менее выгодно, чем железной дорогой Другой участник рынка также рассказывает, что временно не получает локацию контейнеров и не может информировать клиентов о точном местоположении грузов, что отражается на деятельности компании "крайне негативно". В одной компании говорят, что всё ещё получают информацию, но не в полном объёме. В другой отмечают, что "процесс получения данных по движению стал сильно затруднен".
"Чем плохо отсутствие слежения?" - поясняет президент таможенно-логистического брокера "KBT" Юлия Шленская. "В первую очередь, конечно, невозможностью прогнозировать, когда получишь груз и когда готовить транспорт для вывоза контейнера со станции прибытия".
Кроме того, по её словам, отслеживание обеспечивает возможность перепроверить, действительно ли груз уже отправлен, и не пытается ли экспедитор или транспортная компания обмануть клиента, сообщая, что "всё окей", но фактически пренебрегая обязательствами.
Наконец, продолжает госпожа Шленская, отслеживание даёт понимание, что с грузом в принципе всё в порядке, его не бросили на какой-нибудь станции на месяц, а если и бросили - исходить из этой ситуации: писать письма в ОАО "РЖД", жаловаться в соответствующие инстанции или просто иначе вывозить контейнер.
Никита Казаринов отмечает, что аналогичная ситуация наблюдалась в 2023 году, когда на протяжении двух-трёх месяцев также нельзя было отслеживать местонахождение контейнеров, что стало большой проблемой для грузополучателей и экспедиторов.
Участники рынка ищут альтернативы.
"Прямо сейчас компания прикладывает все усилия для того, чтобы наладить альтернативный способ получения информации о дислокации контейнеров", - говорит Дмитрий Аржаных.
Основатель компании "ТЭК Оператор" Михаил Звягинцев, впрочем, отмечает, что возможность отслеживания грузов для грузоотправителя или плательщика тарифа сохраняется, а "так как контейнерные потоки всегда выстраиваются либо с терминалов, либо из портов, то, соответственно, у портов и терминалов остаётся возможность отслеживать грузы именно по своим отправкам". Поэтому экспедитор так или иначе сможет получить слежение по своим контейнерам, говорит он, отмечая, что глобальных проблем здесь не видит.
Источник