Авиакомпания выплатит аэропорту долг 2022 года
Входящая в "Аэрофлот" авиакомпания "Россия" намерена достичь мирового соглашения с аэропортом Риги из-за спора о долге за два месяца обслуживания в 2022 году. Из-за санкций перевозчик не мог перевести деньги и пытался запретить судебный процесс в Латвии. Эксперты считают, что этот прецедент может позитивно сказаться на урегулировании споров между другим компаниям и западными контрагентами.
Как выяснила
газета "Ъ", авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") готовится к мирному урегулированию спора о задолженности с международным аэропортом Риги. Перевозчик не успел оплатить услуги по наземному обслуживанию за январь и февраль 2022 года до объявления санкций, помешавших перевести средства. В 2022 году аэропорт подал к авиакомпании иск о взыскании задолженности в Рижский районный суд Латвии. А в марте 2024 года "Россия" обратилась с заявлением в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием запретить рассмотрение дела за рубежом. По словам собеседника "Ъ", в процессе стороны возобновили внесудебное урегулирование спора. В конце августа Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял отказ "России" от иска и прекратил производство по делу.
В пресс-службе "России" сообщили "Ъ", что "как и ранее, действуют в соответствии с политикой недопущения образования задолженностей перед обслуживающими компаниями и аэропортами". По словам собеседника "Ъ" в "России", долг с учетом пени - €59 тыс.
Как сказано в материалах суда, с 28 февраля 2022 года после объявления ЕС санкций против гражданской авиации РФ "Россия" прекратила рейсы в Ригу. После отключения российских банков от SWIFT у компании не осталось способа перевести средства. Расчёт наличными стал невозможным, так как Латвия ограничила въезд граждан РФ. По этой причине перевозчик лишился и возможности представлять свои интересы в суде в Риге "и фактически был поражён в своих процессуальных правах".
Один из собеседников "Ъ" в экспертном сообществе отмечает, что подобные мирные соглашения могут стать позитивным прецедентом для аналогичных разбирательств других российских перевозчиков из-за долгов перед бывшими западными поставщиками услуг. Источники "Ъ" в двух авиакомпаниях сообщили, что у них большинство аналогичных расчётов заморожены, о намерении контрагентов обращаться в суды им неизвестно.
Партнер адвокатского бюро "Nordic Star" Анна Заброцкая говорит, что для успешного урегулирования подобных споров авиакомпаниям помимо привлечения международных юридических консультантов может понадобиться документальное подтверждение усилий по урегулированию. К таким доказательствам можно отнести деловую переписку, предоставление отчётов об использовании альтернативных финансовых инструментов и операций через специальные счета, соглашения, подтверждающие попытки разрешения споров.
Использование рублёвых специальных счетов, говорит госпожа Заброцкая, один из основных механизмов проведения расчётов сегодня. Таким образом в декабре 2022 года "Аэрофлот" вернул около $199 млн предоплаты за четыре "Airbus A350", которые не были поставлены из-за санкций. Альтернативным вариантом может быть проведение платежей через агентов - банков третьих стран, добавляет госпожа Заброцкая. По её словам, если банк не имеет связей с США или ЕС, лицензия Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) может не потребоваться.
Как отмечает глава практики спецпроектов "Vegas Lex" Александр Казарин, в отношении "России" нет таких ограничений, которые, например, распространяются на попавшую в SDN-лист авиакомпанию "Победа". По его словам, "Россия" подчиняется введённым в ЕС экспортным ограничениям, но "в полной мере финансовые операции с ней не заблокированы". Глава международного направления коллегии адвокатов "Регионсервис" Ксения Касьяненко отмечает, что сложность расчётов обусловлена в первую очередь опасением европейских компаний понести ответственность за взаимодействие с российскими структурами. Хотя, добавляет она, практический механизм и условия наложения такой ответственности не вполне отрегулированы и понятны. Управляющий партнёр "Veta" Илья Жарский допускает, что стороны могут в результате списать долг путём взаимозачёта требований.
По словам Анны Заброцкой, выплата долгов может существенно облегчить возобновление сотрудничества с западными контрагентами в случае ослабления или отмены санкций, а также поможет поддержать хорошие отношения с партнёрами из дружественных стран, для которых репутация компании играет существенную роль.