Производители повышают цены для розничных сетей
Крупные производители чая и кофе повышают с сентября на 6 - 9 % отпускные цены для ритейлеров, ссылаясь на "сложную ситуацию". На 15 % увеличится и стоимость продукции кондитерских фабрик. Эти сегменты рынка продовольствия наиболее зависимы от импорта сырья, дорожающего и помимо девальвации рубля из-за падения урожайности какао-бобов и чая. Возможности повышать цены для потребителей, живущих в режиме экономии, ограниченны, поэтому, считают эксперты, ритейлерам придется договариваться с производителями об увеличении доли промоакций.
В распоряжении
газеты "Ъ" оказалось письмо, в котором производитель чая и кофе "Май" (бренды "Майский", "Лисма", "Curtis", "Richard", "Coffesso") уведомляет ритейлеров о повышении с 1 сентября отпускных цен на 6 - 9 %. Компания объясняет это наблюдаемой в последнее время высокой волатильностью курса рубля, из-за чего резко выросли затраты на импорт сырья. "Мы расцениваем ситуацию как сложную", - говорится в письме "Мая". В компании подтвердили "Ъ" отправку письма, добавив, что доля импортируемого сырья и материалов в себестоимости превышает 80 %. Там говорят, что повышать цены будут плавно "во избежание резкого скачка".
Аналогичное уведомление сетям направила и "JDE" ("Jacobs", "L'OR", "Tassimo", "Pickwick"), также ссылаясь на девальвацию рубля. В компании отказались от комментариев. Об увеличении цен на 4 - 5 % на свою продукцию сети предупредила и "Орими" ("Greenfield", "Tess", "Jardin"). В компании говорят, что это "гораздо ниже уровня инфляции". О планах плавно увеличить отпускные цены "Ъ" также сообщил производитель кофе "Madeo".
Повышать цены на кофе производители вынуждены также из-за подорожания с начала 2023 года на мировых рынках сырья примерно на 20 %, пишет в своем письме ритейлерам "JDE". По состоянию на 8 августа стоимость фьючерсов на кофейные зерна на товарной бирже в Нью-Йорке (NYMEX) составляла $1,65 тыс. за тонну, хотя пик приходился на апрель этого года, когда цена достигала $1,9 тыс. за тонну. Котировки на чай на NYMEX с начала года выросли почти в полтора раза, достигнув к 8 августа $3,28 тыс. за тонну. Причина - в засухе в странах Азии, в результате чего, по данным чайной мануфактуры "In Pursuit of Tea" (США), в этом сезоне в Индии сбор чая уже сократился на 30 - 40 %, в Китае - на 20 %.
По словам гендиректора ассоциации "Росчайкофе" Рамаза Чантурии, лишь 0,2 % от потребностей чая РФ закрывает за счёт сбора в Краснодарском крае. При этом, по его словам, в России фасуется 95 % импортируемого чая и 75 % кофе.
Источники "Ъ" на рынке говорят, что стоки зерен кофе и чая, закупленные производителями ещё при 75 руб./$, почти исчерпаны, а это значит, что к зиме их продукция может подорожать на 20 %. Оптовые цены повысятся за счёт резкого снижения производителями размера скидок для ритейлеров, считает гендиректор ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия.
Повышение конечных цен для потребителей всегда приводит к снижению потребления, что не в интересах производителей и сетей, считает эксперт. Этого можно избежать, если, по словам директора "Яков и партнеры" Олега Шендерюка, стороны договорятся о расширении промо, доля которого в продажах кофе и чая сейчас уже превышает 60 %. В "X5 Group", "Магните", "Ленте", "Азбуке вкуса", "Metro" газете "Ъ" не ответили.
В то же время, как показывает анализ сервиса "Чек Индекс", во втором квартале продажи зернового кофе в рознице сократились на 12 % по сравнению с январем - мартом при росте среднего чека на 30 %, до 1,35 тыс. руб. за 1 кг, спрос на растворимый кофе снизился на 6 %, чек вырос на 23 %, до 368 руб. за банку. Как отмечают аналитики "Сбер Индекса", интерес потребителей сместился к чаю, где продажи в апреле - июне выросли на 6 %, хотя средний чек вырос на 5 %, до 194 руб. за пачку.
О повышении цен с 1 сентября предупредили и кондитерские компании. Об этом, например, говорится в имеющемся у "Ъ" письме "Лотте КФ Рус" ("дочка" южнокорейской "Lotte"; бренды "Xylitol", "Joo Chef`s", "Chic Choc"), направленном сетям. О росте цен на 5 - 16 % ритейлеров уведомил и "Шторк" - "дочка" немецкой "August Storck KG" (марки "Merci", "Toffifee", "Mamba"). В этих компания не ответили на вопросы "Ъ". По подсчетам Национального рейтингового агентства, у кондитеров также высока зависимость от импорта сырья - от 30 % до 70 % (см.
газету "Ъ" от 2 августа). Проблему усугубило снижение из-за засухи сбора какао-бобов в Западной Африке, откуда импортируется это сырьё.