Монотеизм и политеизм. Диктатура и демократия.

Apr 28, 2008 14:33

Современный монотеизм содержит в себе удивительную подмену. Без этой подмены он бы не сохранился до настоящего времени в том объеме, в каком он распространен на земле.


Эта подмена - объединение в слове "Бог" двух совершенно различных понятий. Оно одновременно означает высшее по отношению к нашему миру особое существо (каковых в общем-то может быть много, к этому не видно никаких препятствий) и трансцедентную "суть вещей".

Изначально слово "Бог" означало только высшее существо, обладающее сверхъестественными возможностями, могуществом, но не всемогуществом, и не обладающее вездесущностью. Вездесущность - атрибут "сути вещей", понятия, которое развивали атеистические религии - даосизм, буддизм.

Пока древние боги дружно сосуществовали в своем пантеоне, земная власть фараонов и султанов претерпевала некоторые "конституционные ограничения" со стороны жрецов разных богов, с которыми приходилось делиться властью. И вот в 14 веке до н. э. фараон Аменхотеп IV сообразил наконец, что если будет один Бог - будет и одна власть, и вся она будет принадлежать ему. По этому поводу он переименовался в Эхнатона - "угодного богу Атону"; Атон - некое жалкое подобие бога солнца Ра - стал не только главным, но и единственным Богом, а культы других богов были уничтожены. Так возникла первая диктатура и первая монотеистическая религия.

Но просуществовала она недолго. Другие боги не смирились. Жрецы и население были недовольны. И следующий фараон Тутанхатон переименовался обратно в Тутанхамона и осудил культ личности Сталина Атона.

А вот хитрый Моисей избежал этой ошибки. Посвященный в каббалу (правда это моя догадка, надо уточнить, возможно он был жрецом какого-то египетского культа), он приписал выбранному им единому Богу свойства трансцедентной сути вещей, называемой в каббале Айн Соф, в даосизме Дао, в дзен-буддизме Му. И это сработало. Еще бы не сработать - суть вещей имеет единственное число по определению. Так монотеизм закрепился в массовом сознании как высшая по отношению к политеизму форма веры. Он и является высшей! Но только не для земных правителей, которые закрепление абсолютизма единого Бога использовали по своему усмотрению - как хорошую возможность укрепить абсолютизм власти.

И в таком виде, как сверхъестественное оправдание единой власти, монотеизм просуществовал до недавнего времени. До времени логического завершения реформации, приведшей к распространению в наиболее прогрессивных христианских странах протестантизма - конфессии, провозглашающей "личное священство", благодаря чему монотеизм был лишен иерархической авторитарной основы, приводящей к диктатуре. В нем, однако, сохраняются другие признаки монотеизма, и всякая власть у него по-прежнему "от Бога", но по крайней мере каждый человек способен быть самому себе высшим духовным авторитетом.

Учитывая, что атеистические религии либо не имеют сильного влияния в мире, либо выродились в хорошо замаскированные теистические, я бы сказал, что сегодня протестантизм как массовая вера наиболее прогрессивен. Только как массовая, разумеется. Разумному недостаточно.

Так что же, Моисей и Зороастр поступили нехорошо, создав мощные монотеистические системы? Видимо нет. В определенных исторических ситуациях нация может нуждаться в едином Боге для единства самой нации в борьбе за выживание. Общая вера хорошо объединяет для борьбы. Просто впоследствии, после наступления мирного времени, нужна как минимум реформация.

А теперь вернемся к нашим баранам :) Религия Моисея и сейчас, в нашей стране, играет роль в защите белорусской нации. БНФ, Молодой фронт, Дашкевич с его явными перегибами, Северинец - искренние белорусы и искренне верующие люди. Это, видимо, хорошо. Для нации. Но, разумеется, никак не поможет демократии.

Что первично? Оставлю пока вопрос открытым.
Previous post Next post
Up