Прочитал восхитительный и изящный, хоть и чуть старомодный
"Перелётный кабак" Джи Кей Честертона.
Вообще, трудно мне хорошо относиться к англичанам, так вероломно и так цинично стравившим нас сто лет назад с непутёвыми потомками Ишмаэля, ради своих недолговечных геополитических интересов.
И всё же, что сравнится с изысканной и утончённой прозой Г.К. Честертона и его блестящих последователей Клэйва (не путать с Кэроллом) Льюиса и Джона Толкина.
Хотя, я признаю - их идеи нравятся мне куда больше их литературного тона. Ведь именно они, эти авторы, на заре двадцатого века с отчаянной и безнадёжной решимостью встали на пути лживой усталости и циничного равнодушия, маскирующихся под личиной либерального прагматизма и "современного взгляда на вещи". Они первыми почувствовали таящееся за ярким фальшивым фасадом зло и вступили с ним в беспощадный, отчаянный бой.
Они бились за свою либеральную Англию, но их война оказалась удивительно созвучна противостоянию, изнуряющему на протяжении последних десятилетий современный Израиль. И не случайно коллизии нашей реальности у меня давно ассоциировались с сюжетами их книг.
Кровавая и мутная "эпоха Осло" от Иерихонского Предательства до Изгнания в Газе и Самарии кажутся наступлением чёрной тени Саурона, наполняющей безнадёжной тоской и отчаянием сердца воинов, безвольно опускающих мечи, и простых людей, смиряющихся с поступью зла. И лишь эльфы и их предводители - носители волшебных колец - могут устоять перед сокрущительной мощью злой воли.
Той самой "Мерзейшей мощью", с такой пронзительной ясностью описанной у Клейва Льюиса, оказавшегося провидцем даже в деталях и предсказавшего всё, вплоть до гнусных лицемеров и негодяев, преклоняющихся живому трупу, голове злодея, чья эфемерная жизнь поддерживается то ли научным гением, то ли злодейским колдовством.
В том же ряду оказался и этот роман Честертона, высмеивающий усталую британскую элиту, пасующую перед напористой наглостью деятельного ислама. Кажется, не о событиях столетней давности пишет британец, а о сегодняшнем дне.
Что делает либеральную Англию начала двадцатого века столь похожей на Израиль начала двадцать первого? Неужто и впрямь это усталость народа, отказывающегося от борьбы за место под равнодушным солнцем, желающего любой ценой добиться спокойствия, даже временного, даже иллюзорного. Неужто и впрямь это затухание национального драйва, того внутреннего барабана, что неутомимо отбивая ритм, оживляет нацию, заставляя её двигаться вперёд...
На шестом десятке своего молодого государства, древний народ слишком близко подошёл к опасной черте, за которой лежит смерть наций, исчезновение народов и забвение цивилизаций. Но пока сверкают волшебные камни на эльфийских кольцах лучших из учеников мудрого рава Кука, пока живы мужественные наследники Пендрагона из дома Давида и пока на самарийских холмах слогают песни бесшабашные любители виноградного зелья, я верю в будущее Израиля :-)