Серия "зверей" пришла на смену проекту 671РТМ(К), которые были в свою очередь тоже были довольно неплохими, к тому же самыми массовыми из атомных лодок СССР.
Но я решил их здесь не рассматривать по небольшой (практически несущественной) причине. В лодках проекта 671РТМ (К) так и не была решена проблема охлаждения навигационного комплекса. В связи с этим им категорически не рекомендовалось плавать в теплых морях. Как только лодка шла в теплое море - начинались проблемы. А за последние годы (еще до того, как было принято утилизировать последние 4 лодки проекта 671 РТМК, и когда две из них на Северном флоте считались очень сильно ходовыми и боеспособными), проблема с охлаждением уже давно возникала сразу же при выходе из базы в Баренцевом море и не заканчивалась в течении всего выхода. Кстати, незадолго до того, как было принято решение об утилизации, у одной из этих лодок под названием "Тамбов" в заводе "Нерпа" города Снежногорск заменили зону ядерного реактора, соответственно потратив на это колоссальные ресурсы (РПГ). Это было вместо предисловия.
Поэтому остановимся мы на более новых, более скоростных, более глубоководных многоцелевых лодках проекта 971.
Если сравнивать эту лодку с американской многоцелевой атомной подводной лодкой типа "лос-анжелес", и даже вообще - атомные лодки СССР с атомными лодками США, то первое, что может обратить внимание - это конструкция корпуса. Большим плюсом советских лодок является их живучесть по сравнению с лодками США. Корпус сконструирован так, что лодка останется на плаву с полностью затопленым одним из отсеков. Поэтому, собственно говоря, отсеков на советских лодок больше. Другим из преимуществ советских подводных лодок - является их скорость. Как бы там ни было, они быстрее американских.Третьим преимуществом является их торпедное вооружение - ничего, похожего на толстую торпеду 65-76 у американцев нет. Что касается шумности, то здесь ситуация с точностью да наоборот противоположная. В СССР-рии с шумностью были большие проблемы. 651 проект лодок (дизель-электрические с крылатыми ракетами постройки 60-х годов) за свои выдающиеся акустические достижения был прозван "ревущей коровой".
В подводной лодке 971 проекта шумность была снижена путем соглашения с японской фирмой «
Toshiba» у которой Советский Союз закупил партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов. Сделка была секретной, но информация о ней почему-то просочилась в мировую прессу. И США ввели против Тошибы экономические санкции. Уже на ходовых испытаниях головного корабля было выявлено, что у него уровень шумности в три раза меньше, чем у проекта 671 РТМ(К).
В отношении оборудования ПЛ в Википедии можно прочитать следующее: "Для упрощения монтажа оборудования, лодка спроектирована с использованием
зональных блоков, что позволило перенести значительный объём работ из стеснённых условий отсеков подлодки непосредственно в цех." Правда что-то напоминает? Пусть и отдаленно. Особенностью проекта является плавно сопряжённое соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих шум.
Скорость подводная максимальная - 33 узла. Разумеется, на такой скорости акустика ничего не слышит и применить торпедное оружие на такой скорости невозможно. Такими скоростями обычно пользуются для совершения маневра подскока или уклонения.
Глубина погружения: рабочая - 480 м. Предельная - 600 метров. (671 РТМК: рабочая -320, предельная - 600м).
Вооружение:
Торпедно-
минное вооружение
Торпедные аппараты: 4 x 650 мм, 12 торпед, 4 x 533 мм, 28 торпед
Ракетное вооружение
ракето-торпеды, крылатые ракеты
РК-55 «Гранат», подводные ракеты вместо части торпед
ПВОПЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет
Ракета РК - 55 - это дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Дальность стрельбы до 3000км. Может быть оснащена ядерной головной боевой часть мощность 200 кт.
Во время военной акции войск США в Сербии в 1996 году подводная лодка К-461 «Волк» осуществляла боевую службу в Средиземном море[11]. Она была обнаружена при прохождении Гибралтара,(командир не учел возможность "проданной войны") . однако через некоторое время контакт с лодкой был потерян, и обнаружилась она только у берегов Югославии. «Волк» осуществлял защиту ТАКР «Адмирал Кузнецов» от подводных лодок, за время боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа «Лос-Анджелес». Больше ничего сделать Волку не дали. А ведь в принципе мог бы.