Огромная часть японской анимации содержит в себе элементы утопии, посвящена мечтам о ней либо ее изображает. Идеализированный жизненный уклад, фантазия о беззаботной и счастливой жизни в компании "своих" или тоска и мечта о такой жизни - почти непременный элемент аниме.
Компания из нескольких разных персонажей, которым удалось сдружиться, у японцев зачастую интересна сама по себе. Многое в успехе сериалов, вроде "Rurouni Kenshin", объясняется именно этой особенностью. И наоборот, неумение убедительно изобразить такую компанию "приключенцев", сделать это достоверно, так, чтобы брало за живое, отражается и на качестве, и на популярности.
Очень часто японцы изображают утопию в масштабах отдельно взятой пары. Это, конечно, зрелище для романтических натур или для любителей мыльных опер. Но все-таки это тоже общество, пусть и на микроуровне. В конце концов, семья и есть минимальная ячейка общества.
Нередко в японских анимационных лентах и сериалах можно наблюдать и утопию в полном смысле этого термина. Аниматоры пытаются либо нарисовать панораму общественной жизни, либо просто создать определенное настроение, ощущение от того общества, которое служит фоном и местом действия.
В англоязычной критике давно уже стало общим местом обсуждение антиутопических мотивов, "дистопии", апокалиптических видений и настроений, которых в аниме предостаточно. Интересно, что очень часто эти мотивы соседствуют с утопическими; как правило, они взаимосвязаны.
"Антиутопия" на поверку оказывается несбывшейся утопией, неудачным гигантским проектом построения японского варианта "светлого будущего", результатом чьей-то ошибки, чьих-то разрушительных страстей.
Бунт машин, крупная авария, чья-то злая воля и тому подобные причины приводят к краху проекта по исправлению общественного устройства. Мечта оказывается навеки похороненной.
Нередко подразумевается, что есть некий истинный, естественный способ осуществления той самой утопии, которая провалилась. Либо эта возможность используется, либо утопия окончательно похоронена, чем беспросветность антиутопии только подчеркивается. Миядзаки любит эту бяку.
А бывает, авторы сознательно создают двусмысленную концовку, предполагающую любой из возможных вариантов, как это было в "Wolf's Rain".
Анимешная утопия похожим образом часто осуществляется благодаря исправлению чьей-то глобальной ошибки, преодолению самых страшных страстей и опасностей, торжества высших проявлений идеализма и т.п.
Утопия и антиутопия у японцев очевидным образом взаимосвязаны. Они взаимно дополняют друг друга. Нередко даже сменяют друг друга.
И их одинаково скучно наблюдать на экране. Потому что мертворожденное творение всегда плохо смотрится, и никакими изысками этого не исправить.
А вот повседневная жизнь компании друзей японцам удается очень хорошо. Вот она, сила реализма!
Вот он, правдивый утопизм!:)