Большие перемены - 1
В 1671 году был издан трактат по фехтованию на шпагах. А в 1686 году вышел очередной трактат по фехтованию на рапирах. Это были работы двух французских мастеров - Филибера де ла Туша и Андре Вермессона (сьера де Лианкура). Обе книги были хорошо приняты властями и читателями. Обе книги стали классикой, и историки классического фехтования помнят обоих мастеров и считают их работы эпохальными. А для фехтования предшествующей эпохи обе эти работы стали своеобразным водоразделом, итоговой чертой, после которой все изменилось необратимо, а старое фехтование ушло в прошлое.
Интересно, что принципиальных новинок там было не слишком много. Выпад в том или ином виде был известен задолго до де ла Туша и Вермессона. Оружие было, на первый взгляд, все то же - шпага и рапира. Многие техники, казалось, ничем не отличались от приемов мастеров первой половины XVII, а то и конца XVI века. Но, как говорится, дьявол в деталях. Выпад был тот же, да не тот: "малозначительные" нюансы техники существенно удлинили выпад. Иными словами, фехтовальщик в общем и целом мог атаковать на большем расстоянии противника. Более того, выпад стал гораздо менее статичной техникой: если когда-то он был чрезвычайно опасен для исполнителя и мог легко закончится смертью, а уйти в стойку из выпада было очень непросто, то из нового выпада было уже довольно легко вернуться обратно в стойку, позиция ног и таза и тренированное тело это вполне позволяли. А это значило, что защититься от контратаки и отступить или сманеврировать было легче. В свою очередь фехтование в целом при такой базовой технике становилось более мобильным и скоростным, более взрывным и опасным. Стойки таили большую угрозу, старт фехтовальщика был менее заметен, а возможности скрыть подготовку к атаке и создать сюрприз для противника расширились. Даже если посмотреть на иллюстрации из обеих работ, сама поза фехтовальщика более пластичная и гибкая, чем ее более ранние ренессансные аналоги. Иными словами, тело под влиянием такой техники и сопутствующей тренировки также менялось, а его возможности в целом увеличивались. Но выпад не был единственной атакой: новые школы унаследовали и перешаг разноименной ногой (пассато) в сочетании с новой динамикой тела и идеей выпада. В результате изменился маневр: многичисленные перемещения в сторону по дугам и хордам воображаемого круга стали существенно короче и ближе к центральной линии, они зачастую теперь шли вдоль этой самой линии.
Выпад у де ла Туша
От прежних идей не отказались еще до конца, но их значимость уже заметно упала. Сами эти идеи и их воплощение тоже стали меняться. И отчасти в этом было "виновно" новое оружие: шпага и рапира нового образца довольно далеко ушли от аналогов начала XVII века и стали поразительно похожи на оружие века XVIII и даже XIX. Оружие было явно более управляемым, маневренным и требовало больших проработки кисти, точности и минимализма в технике фехтования, чем прежде. Новые шпаги и рапиры были явно колющим оружием, и если какой-либо иной удар ими можно было наносить, то в основном секущий, кончиком клинка, вроде старого доброго эстрамасона. Наконец, в результате всех этих перемен стала меняться фехтовальная дистанция и общий рисунок фехтования: более дальняя атака означала более дальнюю угрозу, сложные и новые переходы от одной дистанции к другой, новую подготовку к атаке и существенно другой подход к атаке и защите. Все это было ближе классическому фехтованию, чем даже раннему современнику обоих мастеров - Алфиери. Старые идеи и школы фехтования существовали еще некоторое время. Работы начала XVII века перепечатывались еще и в XVIII. Так было с "Lo schermo..." Фабриса, например. Старые школы еще долго выпускали мастеров старого образца: еще в XVIII столетии мастера могли возводить свою фехтовальную родословную к мастерам и работам прошлого. Так было с Дестрезой. Так было с преемниками некоторых итальянских школ - не только в Италии, но и в Нидерландах и Германии. Но со временем старое уступилo новому.
Дистанция у Вермессона
Если смотреть на это новое фехтование отдельно, может показаться, что дело только в оружии и постепенном развитии идей, связанных с методом тренировок и определенными техниками. В самом деле: если кто-то придумал более длинный и эффективный боевой шаг и ударом, преимущество будет на его стороне. Когда-то фехтовальщики рубежа XVI - XVII веков были новаторами, они создали более эффективные техники перемещения, приемы и подходы. Ничто не стоит на месте, превзошли и их самих. Но перемены в фехтовании нельзя свести только к развитию разных специальных навыков и видов оружия. Во времена де ла Туша и Вермессона ушло в прошлое не столько прежнее фехтование на рапирах и шпагах, сколько целый пласт другого фехтования, некогда очень и очень востребованного - бой на двуручном мече, фехтование на длинном мече, бой на мече и баклере, бой на дюссаках и огромная масса приемов и техник боя на различных видах древкового оружия. А еще ушла в прошлое практическая сторона фехтования. Фехтования все больше становилось узкоспециальным навыком, вещью в себе, методом ритуализированного поединка с жесткими ограничениями. Если в конце XVI века английский мастер Джордж Сильвер жаловался на засилие итальянской школы рапиры, на то, как забросили традиционные виды оружия, и как это плохо сказывается на навыках, на практическом умении и боевой стороне фехтования, то в конце XVII века эти виды оружия уже почти совсем исчезли. Если посмотреть на арсенал оружия из трактатов по фехтованию середины XVII - начала XVIII века, то там фигурируют обычно наиболее актуальные для военной подготовки виды - пика, короткая пика, флаг, отдельные варианты древкового оружия (протазан, например) и тому подобное. Причем, часть этого оружия - этакий факультатив, вдруг клиент захочет. Ну и, разумеется, реклама мастера и его навыков. Даже наследники более ранней традиции фехтования, вроде Шмидта, в начале XVIII века отказываются от большей части арсенала. Поздние авторы, особенно из военной среды, воевавшие и бывавшие в стычках, не раз потом выражали сомнение в практичности фехтования для военного дела. Или, во всяком случае, нуждались в его адаптации к полю боя.
Предок выпада у Агриппы
Итак, возможно, дело не только в технике и оружии. С конца XVI века видно, как определенные виды оружия, так и подходы к фехтованию стали более узкоспециальными. Рапира в скором времени ставновится оружием дуэлей, признаком статуса и принадлежности к привилегированным слоям общества или определенным привилегированным корпорациям (военным или, как во Франции, официально признанным ученикам Корпорации мастеров фехтования со стажем). В XVII веке постепенно уходят в прошлое такие развлечения, как Фехтшуле, когда в германских городах в центре города огораживалась площадь, и там фехтовали и тренировались признанные специалисты по бою на традиционных видах оружия (среди горожан в особенности). И самое интересно, именно в конце XVII века появляется первый учебник самообороны, поразительно похожий на современные. Его автор Николаас Петтер составляет основательный перечень приемов самообороны (в том числе против ножа), но в учебнике нет места старым видам оружия. Мастер защищается голыми руками. В ряде руководств по самообороне фигурируют также простые и знакомые сегодня приемы и изредка использование подручных средств. Впрочем, в основном этим отличаются агрессоры. В то же время, по-видимому, горожане в Нидерландах отказываются от использования целого ряда видов холодного оружия (кроме, возможно, трости или палки) да кое-кто, возможно, пользуется пистолетом. Неудивительно, что в Новое время голландцы славятся именно своим умением драться. На холодном оружии сражаются либо дворяне (шпага и рапира), либо представители городского дна. Последние устраивают дуэли на ножах. И эти перемены нельзя списать на новшества в сфере фехтования.
Дистанция у Алфиери, 1640-е
Государство и аристократия в это время старательно ограничивают права остальных сословий на использование холодного оружия, особенно "благодордного". Шпагу или рапиру во многих странах можно носить только дворянам или военным. Изредка отдельным привилегированным лицам. Границы между сословиями становятся куда жестче именно в эту эпоху становления централизованных европейских государств, а в целом ряде стран - абсолютных монархий. Многочисленные ограничения и монополия на занятия, связанные с фехтованием, боевыми искусствами и применением оружия со временем только усиливаются во второй половине XVII века: усиливается лицензирование, ограничивается число мастеров фехтования, урезаются возможности преподавать неофициально и частным образом. Если раньше с поножовщинами и драками на других видах холодного оружия более-менее успешно справлялись лишь в отдельных регионах (например, в Венеции), то теперь настают новые времена, и даже дуэли устраиваются подпольно и так, чтобы не мозолить глаза властям. У государства есть гораздо больше власти над тем, что происходит в общественной сфере. Это, наверное, еще нельзя назвать монополией на насилие, но можно назвать серьезным шагом в сторону такой монополии.
Петтер и практическая самооборона, конец XVII века, Нидерланды.
По всей видимости за XVII век произошла смена нравов, и новые поколения европейцев стали как-то иначе относиться к вооруженному насилию, в том числе "потешному". То ли нравы изменились, то ли отношение к насилию со стороны властей, то ли все вместе. Конечно, свой отпечаток наложила на происходящее и Тридцатилетняя война, невероятно кровавая и разрушительная. После такого конфликта, вероятно, многим были не по вкусу грубые забавы с оружием и массовые драки на холодном оружии в городской черте. К тому же, война поменяла нравы, и сам по себе Вестфальский мир 1648 года неспроста считается отправной точкой не только для нового законодательства в сфере ведения боевых действий и отношения к гражданскому населению и военнопленным. Очевидно, произошедшее показало, что нужны некие новые общественные и не только общественные нормы. Наконец, меняется сама общественная сфера, отношения в обществе. В XVIII веке ограничений становится, пожалуй, даже больше прежнего, и возврата к прошлым временам уже нет. Когда в конце XIX, а затем вновь в конце XX векa исследователи обнаруживают старые трактаты, столетиями пылившиеся на полках в библиотеках, уже некому вспомнить, зачем и почему прежним мастерам фехтования нужны такие странные стойки и перемещения, зачем нужны эти странные виды оружия. Все приходится изучать почти с нуля. Но отдельно и по порядку постараюсь написать о всех этих темах уже потом.
Фехтшуле - упадок в XVII и исчезновение в XVIII веках.