Фильм Дэвида Хейга называется "My boy Jack". Так называлось стихотворение-эпитафия, которое Редьярд Киплинг посвятил своему сыну, погибшему во время Первой Мировой. Но фильм, как и само стихотворение, рассказывает не столько о сыне Киплинга, сколько о нем самом.
Действие картины начинается накануне Первой Мировой. Еще в самом начале Киплинг, которого замечательно играет Хейг, показан с огромным уважением и симпатией. В картине он предстает добрым, заботливым, честным, умным и принципиальным человеком и гражданином. Даже если он куда-то опаздывает или занят чем-то важным, хейговский Киплинг никогда не забудет о других, а его теплота и добрые слова остаются неподдельными при любых обстоятельствах. Он искренен и внимателен к окружающим, будь то его семья или просто знакомые. Но Киплинг Хейга еще и бескомпромиссен, резок и предельно серьезен, если речь заходит о принципиальном вопросе, с кем бы он ни вел дела. Можно сказать, в фильме показан герой другого киплинговского стихотворения, "Если". Или, по крайней мере, человек, изо всех сил стремящийся следовать этому идеалу.
Может даже показаться, что это - маска или пародия, которую умело создает Хейг. Но дальше Киплинг сталкивается с тем, что принесла с собой Первая Мировая. Занимаясь пропагандой, он получает обстоятельные сводки о происходящем на фронте - об огромных потерях, о неготовности к боевым действиям, о просчетах еще мирного времени, об отсталом мышлении и страшных ошибках командования. И в конечном счете о том, что мало кто понимал в полной мере, в какую войну ввязались просвещенные и высококультурные европейцы в 1914 году. Важно сказать, что здесь Хейг показывает Киплинга по-настоящему и с лучшей стороны - неизменно умным, честным и порядочным человеком, действующим из самых лучших соображений, ответственно и принципиально. И как раз начиная с того момента, как война входит в жизнь Киплинга и его семьи, когда она приходит к знакомым и друзьям его сына Джека, выходят наружу все подспудные противоречия и конфликты, а действие становится настоящим и живым, и понятными и живыми оказываются и герои фильма. И тут уже ясно, что нет никаких масок и фальши. Война оказывается пробным камнем. Игра на публику и друг с другом есть, но есть и настоящее. Редьярд Киплинг верит в то, что говорит и делает. И Джек тоже. Да и вообще все действующие лица. Они верны себе и своим взглядам и принципам, и поэтому все произошедшее - закономерно.
Я опасался, что Киплинг выйдет каким-то идеализированным поэтом и гражданином, этакой иконой для британских ура-патриотов. Или того хуже - талантливой и умной карикатурой на тему британского империализма. А фильм - историей о том, как жестокий милитарист сознательно угробил единственного сына, играя с самим собой в бесконечные игры. Но Киплинг, хоть и показан непростой фигурой, вышел живым и настоящим, а фильм о нем и его окружении оказался серьезным рассказом еще и о его времени. Хейг заставил меня поверить, что на экране - Киплинг. Да и другие актеры играли замечательно. А история, рассказанная ими, заставляет задуматься о многом. По-моему картина получилась честной и искренней. И из виденного в последнее время - самой лучшей.