Не так давно меня спрашивали, нет ли у меня турусов на колесусах колесах. Турусов на колесах пока не нашлось, но нашелся весьма интересный аналог. Телега с колесами и запряженными в нее турами. Быками, то бишь. Но не простая телега, а золотая боевая. Называлась такая телега "кароччо". Считается, что миланцы первыми использовали "кароччо" в 1038 году. Ломбардская Лига использовала кароччо в войне с Фридрихом II.
Что-то в этом духе. Недостает лишь символики.
"Кароччо" было чем-то вроде знамени городских общин. До появления кондотьерских армий итальянские города все еще обходились городскими ополчениями, с которыми непременно ездили такие вот телеги. Ополчения просуществовали довольно долго, но их эффективность падала. Если в XII веке они были серьезной силой, - взять хотя бы для примера битву при Леньяно, то чем дальше, тем больше влияния приобретала военная аристократия.
Битва при Леньяно. Кароччо.
Художник - Амос Каззиоли.
Военная аристократия, вроде ранних Висконти или тех же Малатеста захватила власть во многих итальянских городах. Отдельные тираны, вроде Каструччо Кастракане, с их умением собрать войско (пусть даже из все тех же горожан) и заставить его выполнять приказы, тоже становились силой, с которой приходилось считаться. И особенно социально-экономические факторы влияли на ослабление роли ополчений и утрату боеспособности. К XIV веку система городских ополчений выродилась, и собрать крупную боеспособную армию было задачей очень непростой и чреватой непредсказуемыми последствиями. Достаточно вспомнить историю Альберико да Барбиано, который из защитника Италии легко и непринужденно превратился в первого крупного итальянского кондотьера. Кристинам Пизанским оставалось молчать, потому что особо их и не слушали.
Нередко на кароччо ставили алтарь. И перед битвой проводили торжественное богослужение.
Еще одна реконструкция кароччо, даже более пышная.
Неудивительно, что со второй половины XIV века наемники действовали в Италии исключительно дерзко. Но устоявшиеся традиции так просто не умирают. Ополчения все еще использовались, как и сами кароччо. Как и прежде, кароччо были символами города, и их старались защищать до последнего. К этим повозкам приставляли отборных и храбрейших воинов. На кароччо ставили хоругви, священные реликвии, кресты, алтари. Их богато украшали. Их должны были защищать в первую очередь, и утрата такой повозки была серьезным ударом по престижу. Кстати, при Кастаньяро Хоквуд захватил кароччо, явный признак полного разгрома противника и очень важный трофей даже по тем временам.
В XIX веке кароччо, прочно связываемые с республиканскими традициями городов-государств средневековой Италии, - и ополчениями в том числе, - снова стали заманчивым символом. Национальная история как-никак. Поэтому итальянские художники и обратились к этой теме, придав кароччо весьма величественный вид, что и видно по картинкам. Как раз в стиле "турусов с колесами".
Но все-таки у итальянцев было сравнительно неплохо со здравомыслием. Поэтому "полной гибели всерьез" не случилось. Хотя было по-своему весело. Но даже с учетом этого Италии XX век обошелся куда дешевле, чем одной стране значительно северо-восточнее...как раз там, где квартировал некий величественный пиит... Что не только намекает, но и символизирует.
Ну а осадные башни, от которых якобы и пошли "турусы на колесах" - это совсем другая история.