Дорогие друзья

Mar 12, 2014 04:22

Я, из брезгливости, в ЖЖ последние 3 месяца не захожу, но у меня от приватных сообщений "с кем вы, мастера культуры?" уже вся личка лопнула.
Посему, я просто выложу пост моей мамы из фейсбучика, который есть ППКС эз фор ми.
Так что выносите из френдов фашиствующую бандеровку есличо, а комментарии я отключу всё из тех же соображений брезгливости.
Итак. Моя мама, на 3/4 этническая русская, на 1/4 этническая еврейка, чью бабушку расстреляли в Бабьем Яру, директор института Иудаики и знаменитый киевский экскурсовод пишет:

"У меня было очень много работы. Поэтому я долго вообще ни в какие фейсбуки не заглядывала. Хватало ТВ и телефона. Завершив очередной этап неподъемных дел, я, к сожалению, прочитала некоторые из присланных мне за это время ссылок. День плакала, два дня думала, сегодня все-таки попытаюсь осмыслить, что происходит. Нет, не в мире, а в душах.
Я сейчас пишу тем - родным, близким, МАМАМ! БРАТЬЯМ! в надежде ни на что. Просто в надежде. Вдруг кто-то да услышит.
Дружба - это обмен опытами. Всегда хочется подарить друзьям что-то прекрасное. Свое или увиденное и сопережитое. Находить прекрасное и его дарить - что может быть слаще в этом мире. Иногда мы делимся страшным. Либо потому, что разрывает, либо, чтобы попытаться понять механизмы зла и что-то откорректировать в сегодняшней жизни.
Теперь плагиат. Из лекций Александра Филоненко. О невозможности передать лично пережитый опыт. Лекции проходили очень давно, месяцев пять назад. В мирное время, когда о ТАКОМ даже подумать было невозможно. Он рассказывал о ребятах из Афгана, которые приходили в мирную жизнь и что-то пытались рассказать. И очень хотели, чтобы их поняли. Действительно хотели. Но если тот, кто слушал, вдруг говорил, что все понимает, ребята взрывались и кричали: "Как ты можешь это понять! Ты там не был...". Никогда тот, кто страшный опыт не пережил, понять его не сможет. (Более простой и мирный пример - женщина может сколько угодно рассказывать, как это - рожать, но пока сам не переживешь...). Как же быть? Филоненко предложил тогда гениальную, на мой взгляд, формулу: "Да, я никогда не смогу понять и пережить этот опыт, но я тебя люблю, и поэтому принимаю и пытаюсь помочь".

Опыт, который пережили дети здесь в Киеве (извините, вдруг выяснилось, что девочки, чей город в Крыму сейчас разрывают вместе с их сердцами, мальчик, отстоявший под пулями, которому мама говорит, что он фашист - все они, по возрасту уже мои дети, поколение моего ребенка, хотя до этих событий я считала их почти ровесниками), так вот, эти дети пережили ОПЫТ ВОЙНЫ. Пережили героически и с честью. В ночь, когда еще одна девочка, маленькая и хрупкая, кстати, певица, которая должна беречь свой голос и жить в комфорте, отчаянно кричала, что нужна помощь ВСЕХ ЛЮДЕЙ, ребята (я знаю несколько десятков из них) со всех концов города, пешком, в два-три часа ночи, шли, чтобы остановить зло. Телами остановить, никакого оружия у них, понятно, не было. Безумная надежда была... И такая ночь была не одна, несколько месяцев... Это великий опыт, который хорошо виден в Киеве. И школьники приходили (и приходят) на Майдан, чтобы помочь, и бабушки стояли на площади, пока внуки не придут с занятий в институтах, чтобы их сменить.
Конечно, теперь можно по-отечески давать им советы о том, насколько эффективно они шли под дубинки, и имели ли право сопротивляться, когда дубинки сменились пулями. Но люди сделали невероятное - они избавили бандитскую власть и еще несколько следующих властей на этой земле от хамского ощущения вседозволенности и безнаказанности. Именно этого так боится теперь власть в соседней и, между прочим, любимой большинством из этих ребят стране. И именно поэтому делает сейчас всё возможное, чтобы отомстить. Потому, что вернуть ситуацию в исходную рабскую точку уже невозможно, можно только отомстить, задавить, расстрелять, затоптать... Глаголов много.
Этот опыт невозможно понять на расстоянии. Все те, кто приехал лично и посмотрел - они поняли. Поражает другое - злоба и злорадство издалека. Типа "так вам и надо" или сочувственно-снисходительное: "ну вы же понимаете, что не правы". Вместо того, чтобы просто остаться людьми и с людьми хотя бы на экране компьютера.
Я понимаю, что в России еще долго будет невозможно сделать что-то подобное, потому что пропаганда отработана столетиями, страх перед властью так силен, что его вообще большинству не видно. Поэтому НИЗКИЙ ПОКЛОН и МОЕ ВОСХИЩЕНИЕ тем, кто осмеливается хоть что-то сказать, а тем более сделать. Галич, с его "можешь выйти на площадь?" вновь стал актуальным и злободневным. Спасибо, что в Москве уже не единицы, а сотни вышли на площадь, и сотни написали письма понимания и поддержки.
Я, конечно, могу бесконечно повторять уже десятки раз выкрикнутое многими: "На Майдане нет фашистов! Тут ЛЮДИ, которые как раз и пытаются остановить зло!". Зло, которое в своем неукротимом желании разворовать и распродать страну, растоптать и унизить её граждан 29 ноября 2013 года дошло до чудовищной безнравственности.
Но сегодня это, уже не актуально. Актуально письмо российских писателей в поддержку товарища Сталина (извините, товарища Путина). Актуальна пропаганда о необходимости "защитить русских в Крыму". Многое еще актуально. И если необходимость войны поддержат мои друзья и родные в России, остановить ее будет невозможно.
Мир замер, в Крыму оккупанты. И фантастическая ложь - "самооборона", "помощь братьям" и прочие пропагандистские лозунги теперь снова нас делят, пытаясь сделать уже не оппонентами в спорах, а реальными врагами, которые должны стрелять друг в друга. Тогда "защитить" или действительно ЗАЩИТИТЬ удастся не многих. А может - никого.
Есть ли у нас еще возможность что-то остановить? Я не знаю. Но давайте все-таки попытаемся. Хотя бы на уровне каждого. Давайте попробуем понизить уровень агрессии. Не в ком-то. Только в себе. Попробуйте сделать что-то доброе для тех, кто сейчас очень в этом нуждается. Поддержите своего сына, он достоин этого! Помогите своим друзьям хотя бы вышесказанным: "не понимаю, но люблю и попробую помочь..."
И еще, последнее. Если не получится, то не забывайте, пожалуйста, что всегда, в любой ситуации, даже когда процесс расчеловечивания идет с огромной скоростью (а он идет, судя по письму "российских писателей" или по стихам Ю.Мориц, если это действительно ее стихи, а не ей приписанные, и, увы, по письмам некоторых добрых друзей), есть выбор - остаться человеком. И сейчас, как это сделали А.Макаревич, Б.Гребенщиков, Б.Акунин, В.Мочалова, и еще десятки российских писателей, поэтов, ученых и граждан.
И даже потом, если случится то, что, я НАДЕЮСЬ, все-таки НЕ СЛУЧИТСЯ... будем за это молиться все, кто как умеет.
А теперь несколько "картинок" совсем не "с выставки":
Из Киева уезжали майдановцы из Ужгорода. Те, которые держали оборону на нашем "мосту вздохов", или "свиданий" - романтичное такое место. Многим из вас я его показывала. Мост сгорел. Так вот ужгородцы перед отъездом его починили (сами, по собственной инициативе, не дожидаясь, когда это сделает власть, сказали: "Извините, сгорело, мы сейчас все исправим"). И исправили. Потом испытали (прошли по мосту всей командой, в ногу, громко топая) и сказали: "Теперь тут могут любить друг друга 500 пар одновременно".
Все жители Львова день говорили на русском языке - в знак солидарности с жителями восточных регионов (кстати, несколько лет назад я читала лекции во Львовском университете на русском языке. Никто мне слова недоброго не сказал).
Я ничего не романтизирую. Я знаю, что даже если все вдруг закончится наилучшим образом, будет очень и очень сложно перейти с "психологии войны" в "психологию мира". Об экономике и остальном я вообще не говорю. Но "мост любви" мы восстановим, если нас всех не убьют. И с языком разберемся, если нас всех вообще не обезъязычат.
И если с этим опытом нам все-таки доведется ЖИТЬ, то мы напишем новые письма о том, как именно. А пока давайте подумаем, как сохранить это самое "ЖИТЬ". Все вместе подумаем.
Целую всех крепко,
Юля Смилянская

Р.S. В связи с полным плюрализмом и свободой слова альтернативный вариант этого обращения будет опубликован как только Гарик* вставит в текст неформальную лексику, оценочные суждения, штампы, ярлыки и личные оскорбления (разъяснение для российских СМИ - это шутка)"

____________________________________________________________________
* - Гарик (Конн) - мамин муж, сценарист, писатель и геней.
ссылко: https://www.facebook.com/iuliia.smilianska/posts/595836217168413
Previous post Next post
Up