Трудно быть Богом

Mar 11, 2014 11:00


                      Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха
удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти,
и о тех привидениях адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!

В воскресенье я второй раз сходил в кино на "Трудно быть Богом". Я очень рад, что сделал это. После повторного просмотра фильм для меня стал яснее и проще. Пожалуй теперь, когда прошло много времени с первого просмотра, а второй был совсем недавно, я готов написать свой отзыв о нем.



Каждый раз, когда люди, узнав о том, что я посмотрел этот фильм, спрашивают меня: "ну как?", я не знаю, что ответить. Есть произведения искусства, которые лежат за гранью тех смыслов, которые мы привыкли вкладывать в слова хорошо или плохо, говоря о кино. Фильм Германа как раз из таких. Но у меня не поворачивается язык сказать, что он хороший. И не потому, что я не считаю его таковым. А потому, что когда я произношу "хороший фильм" у меня в голове возникают ассоциации очень далекие, от тех впечатлений, которые я получил при просмотре "Трудно быть богом". Так что я обычно начинаю так:

" - Ну это абсолютно гениальное кино..."

Так вот - это абсолютно гениальное кино по всем параметрам и без всяких оговорок. Но это совершенно не значит, что поэтому оно автоматически должно вам понравится. Ниже я попробую объяснить оба тезиса. Но оговорюсь сразу - мне оно очень понравилось. А когда я посмотрел его второй раз, я его уже полюбил.


Итак, почему же кино гениальное?
Хочется ответить: по всему :) Такого кино никогда не было и никогда больше не будет. Просто потому, что Герман был такой один. У фильма особый, ни на кого не похожий, киноязык. Причем здесь нет того, что так любят современные молодые арт-хаус режиссеры: киноизысков ради киноизысков. Совершенно понятно зачем и почему все показано именно так, как показано. Каждая мелочь в кадре, каждое слово и движение имеет смысл. Каждая секунда фильма под завязку наполнена деталями и продумана с такой педантичностью и глубиной, что уловить все что там заложено, посмотрев фильм один-два раза, физически невозможно. Этот слоеный пирог нужно есть и есть, чтобы почувствовать все оттенки вкуса. Но при этом того, что ты улавливаешь с первого раза, достаточно чтобы понять, что происходит. Хотя, пожалуй, если вы не читали книгу, в некоторых нюансах вам будет трудно разобраться и, возможно, вы заблудитесь. Я бы описал это так:

Представьте, что вы заснули в своей кровати, а проснулись в картине Босха. Прямо внутри нее. И вот вы бродите по ней, пробираетесь через скопления причудливых персонажей и странных предметов. Скорее всего, если вы не видели картину целиком, вам будет трудно уловить, почему одно переходит в другое. Но если картина была вами изучена ранее, вы будете пробираться сквозь образы, как Тесей шел по лабиринту с нитью Ариадны.


Я не случайно взял именно Босха и в эпиграф и в пример. У фильма Германа и картин это великого фламандца очень много общего. Думаю в какой-то степени художник вдохновил режиссера на то, чтобы фильм был сделан таким, какой он получился. Они оба постигли такой тип красоты, который может не только радовать и вызывать восхищение, но и пугать, а порой вызывать отвращение. Это парадоксальный тип красоты и далеко не каждый может его впустить в себя.

Но оба они не создавали мерзости ради мерзости и страха ради страха. Каждый неприятный (равно, как и приятный) кадр в фильме Германа призван вызвать у зрителя очень детально продуманную автором эмоцию. А эмоция эта нужна для того, чтобы заложенная мысль дошла не только на интеллектуальном уровне, но и на всех уровнях восприятия. От разума до инстинктов. Когда ты приходишь в кинотеатр (а я настаиваю, что фильм надо смотреть в кинотеатре), твое сознание очень быстро растворяется в том, что происходит на экране. Ты как будто влезаешь внутрь кинокамеры, и выйти из нее ты сможешь лишь в конце фильма. Ты перестаешь быть просто зрителем, ты участник. И видишь ты ровно столько, сколько смог бы увидеть, будь ты действительно там.

Но так будет только с теми, кому близко такое искусство. Остальные просто выходят из зала.

После просмотра у вас вряд ли будет хорошее настроение и улыбка вряд ли озарит ваши уста. Но не все должно радовать. Если вы примете это кино, то скорее всего выйдите из зала в глубокой задумчивости. Вам придется переварить то, что вы только что увидели. В первый раз я посмотрел этот фильм в конце января и перевариваю его до сих пор.

И не могу не сказать пару слов о Леониде Ярмольнике. Он сыграл гениально, как и все актеры у Германа. У него нельзя было играть не гениально. Он просто не отпускал актера с площадки, пока тот не сыграет так, как надо режиссеру. А Герману надо было всегда гениально


И резюмирую. Это кино не для всех. Это кино не для развлечения. Это кино - гениальное произведение искусства. Если вы считаете, что хотите и можете воспринимать великое искусство, то обязательно идите на этот фильм в кино, поскольку такого погружения, как на большом экране кинотеатра дома добиться будет трудно. Но если вы брезгливы или ходите в кино только для забавы или не любите думать о вечных, но страшных вещах или просто ленивы, то лучше сходите на что-то другое. Не стоит идти на этот фильм только потому, что сеанс удачно вам подошел :)

Трудно Быть Богом

Previous post Next post
Up