Недавно подумала, что отношение к общественным, политическим и общественно-политическим проблемам - есть неплохая лакмусовая бумажка для определения целого ряда личностных качеств относящегося. И приверженность тем или иным идеям тут можно рассматривать чуть ли не в последнюю очередь.
Я полагаю, что практически ни одна из публичных идеологий или партий не плоха до тех пор, пока у её приверженцев и вождей есть собственная совесть.
Судить ли об идеологии или партии по самой её сути или по личным качествам её приверженцев - другой вопрос.
Чем больше у идеологии или партии приверженцев, тем удобнее, проще и выгоднее быть ей приверженным, тем привлекательнее она становится для алкающих выгод. И это третий вопрос, о том, что выигравшая идеология тухнет по той же причине, по которой в обществе всегда есть люди жадные до благ. И это даже не вопрос зрелости общества, это вопрос недостижимости абсолюта в этой зрелости, это вопрос несовершенства.
Даже не ответив явно на второй вопрос, судящий об идеологии по самой её сути, теоретизирует. Его суждения могут быть даже верны, но они бессмысленны, поскольку идеология в обществе осмысленна, когда она реализована. А реализуется она людьми. Идеологоическая борьба тогда интересна, когда существует здоровая конкуренция между удовлетворительно реализованными различными идеологиями. Критерием тут может служить только благо, в первую очередь, непосвященной части общества, в целом. Причем дополнение ко второму вопросу в том учитывать ли степень реализованности или судить только об идеологической составляющей. На практике различать несостоятельность идеологии и несостоятельность людей её реализующих, почти невозможно.
Удовлетворительная же реализация концепций хотя бы одной идеологии требует от общества значительной зрелости и крепкого здоровья. Вариант реализации более чем одной концепции, в известном мне обществе, на сегодняшний день кажется почти утопичным. Так что ни о какой идеологической, политической борьбе, в изначальном смысле речь действительно не идет. Зачем играть в игры про конкурентную борьбу, не имея для них игрового поля - четвертый вопрос. И дело тут не в том, что кто-то заведомо плохой или хороший, сильный или слабый, а в том, что это просто сюжет для другого общества.
Создавать ли условия для свободной политической конкуренции путем реализации различных идеологических концепций последовательно или параллельно, и создавать ли вообще - это пятый и последний вопрос.
И, как всегда, не забываем смотреть на реальность.