May 30, 2010 12:16
Отследил такой любопытный момент. После пары занятий по виолончели у меня был довольно большой перерыв. Я его «учредил» сам, потому что чувствовал, что не отработал какие-то важные вещи, и если это так оставить, то дальше будет хуже. И вот я сижу дома, занимаюсь, и чувствую, что чем дольше я долблю, тем почему-то дальше отодвигается желаемый результат. Ну, то есть, не совсем так - ЧЕМ дольше долблю, ТЕМ дальше отодвигается. Но ощущение, что сидеть надо полгода минимум, чтобы всё заработало как надо. И в какой-то момент я впадаю в уныние, и решаю пойти всё-таки на занятие. И там происходит удивительная вещь. Преподаватель как-то так взаимодействует со мной, что я прямо в классе, в первые же минуты, ПЕРЕШАГИВАЮ через этот порог, который, по ощущениям, был где-то за горизонтом. Не нарочито, без каких либо специальных приёмов, между делом, преподаватель излучает уверенность, что я МОГУ сделать это, и это нормально, не подвиг какой-нибудь. Он не давит на меня, не учит, как жить. Он как-то просто верит, что ли, и поощряет попытки, предлагает пробовать, и выясняется, что я, и правда, МОГУ. Это обалденно. Такое ощущение, что открылся целый мир сразу.
Причем, преподаватель хорошо знает меру. Если бы он с такой же уверенностью предложил сделать что-то более сложное, я бы не смог. Всё бы развалилось, я бы почувствовал, что я бестолочь. Но он как-то точно угадал, на что я способен. Нет, на самом деле, он немного перегнул, кое-чего я не смог, но было понятно, что посижу - и смогу. И это было даже круто, потому что был задел на будущее, и было вдохновение, чтобы его освоить.
Очень наглядно видно, ЧТО один человек может сделать для другого. НАСКОЛЬКО приподнять или - опустить по отношению к наличным возможностям. Чего бы это не касалось - музыки, отношений, морали.
И, конечно, это относится и к терапии. Насколько терапевт выражает такую неколебимую уверенность, что клиент сможет построить предпочитаемую жизнь. Я даже встречал это, как критерий при выборе терапевта для близких, переживающих депрессию. Насколько терапевт уверен - и тем самым вдохновляет клиента. Любопытно, что вторым критерием было наличие четкой и понятной стратегии по выходу из депрессии. Если возвратиться к музыке, то это - чёткое представление, из каких шагов состоит развитие и что стоит предлагать на данном этапе, что нет. Что находится в пресловутой зоне ближайшего развития. Не помню, отражено ли это в возрастной психологии, насколько я помню - там идёт речь о том, что взрослый должен обладать необходимыми навыками, чтобы в совместной деятельности обучать ребёнка в рамках зоны ближайшего развития этим самым навыкам. Но говорилось ли о том, насколько расширяется эта зона ближайшего развития, если взрослый не только обладает навыками, но ещё и верит в ученика и вдохновляет его?
И, конечно, это относится не только к терапии, а ко всему вообще. И особенно вспоминаются методы тибетского буддизма, где считается, что без реализованного учителя, обладающего методами, мудростью и способностью вдохновлять, развитие, без преувеличения, идёт в миллионы раз медленнее. Например, в контакте с учителем, Просветления можно достичь за одну жизнь. Без учителя, практикуя по книгам, через эоны перерождений. Гуру-йога считается самой мощной, самой быстрой и самой безопасной. Но - и высочайшие требования к учителю.
роль учителя,
развитие,
предпочитаемая история,
практики,
музыка