Из монастыря Гандэн прямиком едем во второй монастырь из "золотой тройки" секты Гелуг - Сэра, расположившийся на окраине Лхасы. Спешим, чтобы стать свидетелями интереснейшего действа - философского диспута монахов.
По пути открывается вид на Лхасу с возвышающимся над городом дворцом Далай Лам - П́оталой, которую мы посетим на следующий день.
2.
До входа в Сэра протянулась торговая улочка, где продают бижутерию, благовония и т.д. Здесь же находится и монастырская типография, куда монахи приходят за книгами. Тибетские книги отличаются от привычных нам переплётов - толстая стопка листов размером примерно 10х40 см. При чтении книга кладётся перед собой, монах постепенно берёт лист за листом, покачиваясь, бормочет сутры, переворачивает и кладёт лист книги оборотной стороной. Насколько я видел, нумерация страниц отсутствует. Также в типографии можно приобрести мандалы с изречениями Будд, отпечатанные на куске ткани.
Мандала - это, обычно, круговое символическое изображение Вселенной или обители какого-либо божества, Будды или Бодхисаттвы. Традиционно мандалы изготавливают из разноцветного песка, процесс этот кропотливый и долговременный.
3.
Центром мироздания у буддистов является гора Меру, физическое воплощение которой на нашей планете - мистическая гора Кайлас (основная цель нашего путешествия). Квадрат в центре мандалы и символизирует Меру, четыре склона ориентированы по сторонам света. На каждой из сторон имеются Т-образные выходы - ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части и выполняется разными цветами, пятая часть - центр мандалы. Каждый цвет ассоциируется с одним из Дхьяни-Будд - Будд пяти элементов. Синий - центр - Вайрочана (элемент Эфир), жёлтый - юг - Ратнасамбхава (элемент Земля), красный - запад - Амитабха (элемент Огонь), зелёный - север - Амогхасиддхи (элемент Воздух), белый - восток - Акшобхья (элемент Вода).
Заходим на монастырскую кухню с огромными котлами. Правда, сейчас они уже не используются в полной мере. После китайской оккупации в Сэра живут намного меньше монахов.
4.
5.
6.
<Петляя по улочкам монастыря, выходим в большой двор. В тени деревьев монахи-представители разных школ дискутируют, звонко ударяя одной рукой по ладони другой. Какие эмоции и какой простор для жанровой фотосъёмки!
Click to view
7.
8.
9.
10.
11.
Гул и крики монахов не раздражают, а напротив, хочется посидеть подольше и созерцать шумные споры. Но, к сожалению, турлидер торопит.
12.
Неподалёку расположен святой источник, из которого монахи носят воду для монастыря. Горы вокруг покрыты высеченными мантрами и изображениями Будд и Бодхисаттв.
13.
Паломники тоже обязательно заходят к источнику, чтобы набрать святой воды. Набираем и мы по бутылочке.
14.
15.
Далее - в монастырь Папонга, где мы помедитировали в пещере великого Гуру Ринпоче и увидели место проведения похорон в небо. Keep it locked!
Предыдущая запись -
Оглавление -
Следующая запись