Храм из серебра. Ват Шри Супхан

May 02, 2021 09:00


Казалось, что уже никакой храм Чиангмая после семи разноплановых посещённых ранее не сумеет меня удивить. Ват Шри Супхан смог: во-первых, он будто бы почти полностью отделан серебром, а во-вторых, в декоре помимо буддийских статуй и гравюр встречаются совсем не буддийские сюжеты. Определённо стоит визита за пределы квадрата старого города.



Выбор материала отнюдь не случаен: Ват Шри Супхан (Wat Sri Suphan) основали аж в 1502м году как главный храм деревни ювелиров, работавших с серебром. До наших дней, правда, от оригинального строения почти ничего не дожило - во-первых, во время вторжения бирманцев в царство Ланна и Чиангмай его почти полностью разрушили, во-вторых, за 5 с лишним столетий храм несколько раз перестраивали, реставрировали, так что из древних элементов остались несколько тиковых столбов да потолочных балок, да и те закрыты декором.

Украшать храм серебром начали всего лишь в 2006м году, и с тех пор Ват Шри Супхан стал известен как Серебряный храм и преподносится даже как своеобразный памятник мастерству местных ремесленников, ведь они продолжают изготавливать серебряные украшения, отделочные панели для храма и другие изделия из металла на продажу и по сей день. И поскольку данный ват находится в южной части Чиангмая за пределами рва, опоясывающего квадрат старого города, доходят сюда несмотря на уникальность храма достаточно мало туристов. Тем лучше для любителей разглядывать и фотографировать детали.

2.  

Сюрпризы начались ещё на подступах. Желающих помолиться или попросту подивиться качеству изящной работы по металлу помимо канонического Будды Шакьямуни встречает увешанный цветочными гирляндами пузатенький Ганеша под зонтиком-чатрой. Такое пересечение буддизма и индуизма абсолютно не свойственно Таиланду. И как говорится, это ещё цветочки, скоро обнаружим ягодки, не имеющие к буддизму ни малейшего отношения.

3.  

По старым буддийским традициям вход внутрь запрещён представительницам прекрасного пола, так что девушки и дамы в годах смогут увидеть далеко не все красоты Шри Супхана из-за огороженного периметра. Предупреждающий знак гласит, что 500 лет назад под основанием вата были захоронены важные буддийские реликвии, поэтому нарушение их пространства не принесёт ничего хорошего ни энергетике храма, ни самой нарушительнице.

4.  

По обе стороны от раскрашенной в синий цвет лестницы, напоминающей разливающийся и пенящийся морской прибой - статуи под покровом нагов, отсылающие нас к легенде о Будде и царе нагов Мучалинде, когда последний раскрыл над просветлённым Сиддхартхой свой капюшон в момент разразившегося затяжного ливня. Правда, головные уборы больше свойственны тайским царям прошлого, а нагов Вы увидите практически в любом тайском храме.

5.  

Реконструкция и облицовка Шри Супхана серебром продолжалась в период 2006-2016 годов, и завершение работ было приурочено к празднованию 720й годовщины со дня основания Чиангмая. Обошлось всё это великолепие государственной (или городской) казне в 35 миллионов бат. Но не спешите запасаться небольшой ножовкой в надежде отпилить кусочек серебра и сдать на переплавку. Мало ли уже нашлись предприимчивые дельцы, которых посетила подобная шальная мысль?!

6.  

7.  

Серебро, разумеется, широко применялось для изготовления убранства храма, однако, далеко не всегда в чистом виде. В чистом виде драгоценный металл шёл на самые святые и важные изображения и элементы, а в остальных случаях, когда, к примеру, это выглядело совсем уж не целесообразно и не практично, как для напольных покрытий, применялся алюминий, никель и их сплавы.

8.  

"Обманули, расходимся. Серебряный храм вовсе и не серебряный. Опять хитрожопые тайцы маркетинговый ход провернули, чтобы привлечь туристов, и те оставили деньги на соседнем рынке с сувенирами," - скажет вечно скептически ко всему относящийся и считающий, что его все всё время хотят обдурить и облапошить, читатель. Знаю, такие в комментарии уже приходили после попадания предыдущих постов в синий промо-блок и на Главную страницу ЖЖшечки. Эстетическая и культурная составляющая таких товарищей волнует лишь постольку-поскольку.

9.  

10.

Сложно себе представить, чтобы посреди города стоял огромный резной серебряный слиток-храм безо всякой охраны. Поэтому где-то чистое серебро, где-то проба похуже, где-то сплав из алюминия, никеля и серебра, где-то вообще без драгоценных металлов обошлись. Аутентичность, монументальность и степень изящества от этого ж не падают!

11.

12.

Считается, что центральную статую Будды отлили примерно в то же время, когда и заложили первую версию Шри Супхана, однако, подлинность подтвердить не удалось, и вероятно, конкретно это изображение появилось гораздо позднее начала XVI столетия.

13.

А внутри уже начинает попадаться катавасия стилей: тут и буддийские элементы и мифические существа, как Гаруда, и китайское влияние с символами даосизма вроде инь-янь, и сказочные морские пираты с музыкальными инструментами-оружием, и гигант якша из тайского народного эпоса "Рамакиен", и зодиакальные животные. И всё это под крышей убосота, построенного по всем канонам Ланна.

14.

15.

16.

17.

И черепа с костями и рогами, от которых веет мистикой и тёмной силой. Всё же тут тайский храм по канонам Тхеравады, а не тибетский тантрический буддизм с его многообразием гневных божеств-йидамов, где отрубленные головы и расчленёнка - норма.

18.

19.

20.

Экстерьер оформлен тоже крайне разносторонне: встречаются и запечатлённые в металле сцены из Джатаки, свода из 10 историй, рассказывающих о предыдущих воплощениях и жизнях Будды.

21.

Попадаются медальоны с тайской и буддийской символикой, слонами, чеди, медальоны, посвящённые соседним странам Индокитая.

22.

А дальше - выдающиеся древние сооружения, как сохранившиеся, так и утраченные: фарфоровая пагода в Нанкине, катакомбы Александрии, Айя-София, Колизей, Пизанская башня и др.

23.

24.

Буддийские сюжеты рассматривать гораздо более увлекательно.

25.

26.

27.

28.

Хотя работы по отделке будто бы официально завершились в 2016м, создалось впечатление, что ещё доделки продолжаются, и изготовленные местными умельцами гравюры ждут своего часа. Только и не сказать, что где-то на Шри Супхане зияли пустоты, куда бы просилось очередное панно, пусть и не из чистого серебра, а из сплава, зато неизменно мастерски исполненное.

29.

Знал бы я на момент поездки, что поздним вечером включается яркая иллюминация, от которой храм сияет, непременно заглянул бы повторно. А так и вокруг Шри Супхана есть, на что отвлечься и что поснимать - ведь поблизости и мастерские, и рынок, и школы.

30.

Так или иначе, Ват Шри Супхан - действительно, уникальное с архитектурной точки зрения религиозное сооружение, где воплотился многовековой, передававшийся из поколения в поколение опыт тонкой и искусной работы с драгоценными и не очень металлами. И в свой маршрут прогулок по Чиангмаю я бы непременно советовал Вам его включить. Keep it locked!

Другие посты о Чиангмае:

Святилище городского столба


Панды и другие обитатели зоопарка


Чиангмай. Ночной рынок



Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Таиланд, фотге, trips

Previous post Next post
Up