Ват Пхра Сингх считается главным городским храмом Чиангмая и вторым по значимости и святости после расположенного на горе Дой Сутхеп, и именно ему предыдущим королём Таиланда, Рамой IX, был дарован почётный статус королевского храма первого уровня. Вне зависимости от регалий и рангов здесь есть пара уникальных сооружений и реликвий.
Чиангмай часто величают городом тысячи храмов, их здесь невообразимое количество самого разного масштаба, и, зайдя на территорию некоторых из них, Вы встретите строительные леса, свидетельствующие о расширении и возведении дополнительных корпусов, как для проживания монахов, так и для иных нужд сангхи. К счастью, мне повезло в том плане, что никакой из самых красивых храмов не был закрыт на реставрацию, и историческую архитектуру царства Ланна я увидел во всём её великолепии.
Ведь, по сути, в самом городе в плане архитектуры практически нечего смотреть, зато есть потрясающая возможность оторваться на храмах, погрузившись в буддийскую культуру, пронизывающую жизнь тайцев. Итак, зачем стоит посещать Ват Пхра Сингх и что в нём такого уникального? Во-первых, священная статуя Львиного Будды; во-вторых, красивейшее старинное здание библиотеки с горельефами женских фигур; и в-третьих, будто живые восковые фигуры выдающихся монахов.
История храма берёт начало в 1345м году, когда один из королей Ланна решил построить ступу и захоронить в ней останки своего отца. Тогда храм назывался Ват Ли Чианг Пхра, но в 1367м году, когда сюда привезли статую Львиного Будды, его переименовали в Ват Пхра Сингх (Wat Phra Singh). Слово "пхра", как я понял, означает, что на территории храма хранится важная реликвия, а "сингх" - понятно, что лев. В Таиланде есть известный пивандрик под брендом "Singha" со львом на логотипе, что все любители залудить на жаре наверняка пробовали. Но вернёмся к храму.
В период 1578-1774го годов королевство Ланна было захвачено бирманцами, и храм находился в запустении и фактически в заброшенном состоянии. Когда бирманцам наваляли и отбросили их подальше от сиамских земель, Ват Пхра Сингх зажил новой жизнью и монахи возвратились к службам. В 1920х годах в рамках деятельности монаха Кхру Ба Шривичая случилась масштабная реставрация - его статуя как раз и встречает посетителей перед входом в главную вихару, построенную в конце XIV столетия.
2.
В 1925м году под патронажем деятельного монаха здание капитально перестроили, но всё равно оно остаётся превосходным образцом архитектуры Северного Таиланда и королевства Ланна. Внутри молящихся и туристов встречает большая статуя Будды из меди и золота, отлитая аж в 1477м году. Нет, статуя Львиного Будды находится в другой вихаре, поменьше. Сначала осмотримся.
3.
4.
На деревянных скамьях со скрещёнными ногами сидят несколько будто живых монахов, можно даже испугаться от неожиданности - очень уж реалистично выполнены. Я не нашёл доступной информации, что конкретно это за почитаемые монахи и учителя, будем считать, что все они служили в данном храме-монастыре. А принять за живых можно ещё и по следующей причине. В буддизме достигшие очень высокого уровня духовного развития монахи в конце жизни входят в состоянии самадхи, самоконсервации, и оставляют своё тело, которое ссыхается, но не тлеет и на разлагается очень долгие годы.
5.
Учёные, разумеется, не могут до сих пор объяснить феномен, как настолько замедляется время внутри биологического тела, что оно остаётся не подверженным естественному разложению. И про тибетские монастыри, и про Поталу в Лхасе, я ранее читал, что дескать, видите статую монаха или ламы в натуральную величину, сверху позолота, новые листочки сусального золота приклеивают пилигримы, а внутри самая настоящая нетленная мумия. Вот и тут в Ват Пхра Сингх три статуи сделаны из воска реалистичнее, чем в музеях мадам Тюссо, а соседние изваяния - вдруг реально живая хоть одна? Тогда, наверняка, об этом и в Википедии писали, и хранилось тело бы в боксе специальном. Однако, мысли посещают самые разные, когда смотришь на эти фигуры.
6.
7.
8.
9.
Бррр, как сейчас модно говорить, слегка крипово.
10.
Самое же изящное здание комплекса, именно по этой причине выбранное в качестве заглавной фотографии к данной заметке - храмовая библиотека Хо Трай, тоже построенная в конце XIV века. Под термином библиотека, Хо Трай, стоит понимать хранилище священных буддийских текстов, то есть Трипитаки. В стародавние времена тексты буддийского канона записывались вручную на пальмовых листьях, поэтому все библиотеки приподняты над уровнем земли во избежание проникновения избыточной влажности, да и с целью защиты от насекомых, особенно термитов, часто строились над вырытым прудом.
11.
Основная особенность именно этой библиотеки - горельефы с женскими фигурами на всех сторонах. Как раз повод, чтобы обойти Хо Трай по кругу и отфотографировать её со всех сторон.
12.
13.
К сожалению, даже тайские сайты умалчивают, что конкретно за девушки изображены на горельефах. В соседней Камбодже на руинах храмов Ангкор Вата полно подобных изображений, и там женские фигуры принадлежат апсарам или деватам, полубогиням природы, но относятся они скорее к индуистской мифологии. Здесь же в Чиангмае истинный контекст остаётся загадкой, если только аналогичные верования не проникли в культуру в средние века.
14.
15.
Отправляемся на поиски того самого Львиного Будды, давшего имя всему комплексу.
16.
Но сначала проходим мимо главной чеди, с которой началась история храма Ват Пхра Сингх. С XIV века она немного преобразилась и обросла смежными чеди поменьше размером, плюс добавились скульптуры слонов на каждой из граней - будто бы идею позаимствовали со слоновьей чеди в старейшем храме города, Ват Чианг Мане.
17.
18.
Девушка не вандалит, а пишет молитвы на специально предназначенных для того натянутых полотнах.
19.
20.
Статуя Львиного Будды, Пхра Сингх, хранится в отдельной небольшой вихаре Лай Кхам, что означает буквально "украшенная золотом". Не ожидайте увидеть Будду на льве или нечто подобное. Среди отличительных еле заметных черт - небольшой цветок лотоса и складки одеяния на левом плече. По одной версии, статую привезли из Шри-Ланки транзитом через средневековое царство Лигор и Аюттайю; по другой, что её отлили прямо здесь в Чиангмае. Так или иначе, статуя очень почитаема тайцами, и бытует поверье, что в 1922м году кто-то выкрал её из монастыря, и то, что мы видим сейчас - копия, или только голову выкрали. А выглядит вполне себе как обычная статуя, коих в тайских монастырях и храмах великое множество.
21.
Стены вихары помимо традиционных для Ланна красно-золотых орнаментов украшены фресками XIX века, правда, из-за скудного освещения толком ничего сфотографировать не получилось, за исключением тиковых ставней на окнах.
22.
23.
24.
Каждый год во время праздника Сонгкран в апреле, когда празднуется наступление тайского нового года, статую выносят из вихары и провозят по улицам Чиангмая, чтобы люди могли ей поклониться согласно не стареющим буддийским традициям.
25.
По территории ещё развешаны таблички с разными философскими высказываниями. "Без начала в конце не о чем будет волноваться".
26.
В Ват Пхра Сингх мы пришли уже практически в синий час, когда начинали включать подсветку, поэтому не хватило буквально получаса, чтобы отснять побольше деталей декора обоих вихар и пространство вокруг чеди. Статуя льва (или кто это?) попадает в категорию "упоротый". С мордой явные проблемы у скульптора вышли или же это некое мифическое существо, что не встречалось нигде ранее Вашему корреспонденту в других храмах Таиланда?
27.
С нагами всё прозаичнее, они всегда и отталкивающе-пугающие и жутковатые, и одновременно, притягивающие своей сказочностью.
28.
29.
Среди плюсов посещения Ват Пхра Сингх ближе к вечеру: основная туристическая масса уже нагулялась за день и перемещается в сторону ночного рынка, чтобы отужинать и прикупить сувениров. А статус главного городского храма после Дой Сутхеп, куда ещё нужно доехать, притягивает всё же достаточное количество посетителей.
30.
Надеюсь, что заметки от ватах Чиангмая помогут немножко интересующимся буддийской культурой, чтобы не упустить ничего важного при самостоятельном посещении. Честно признаюсь, я сам готовился крайне поверхностно и просто отмечал на карте старого города те храмы, что мне нравились по картинкам в сети, и те, что фигурировали во всяких списках must see. И пожалуй, удивительно, что и в Ват Пхра Сингх, и других я таки сфотографировал в том или ином виде их самые главные реликвии, если они не находились за семью печатями. Тем интереснее сейчас писать посты и заново открывать для себя что-то новое в историческом плане. А серия постов с походами по храмам Чиангмая продолжается и дальше. Keep it locked!
Другие посты о Чиангмае:
Чем живёт тайский Новгород?
Ват Чианг Ман - старейший храм города
Ват Пхра Тхат Дой Сутхеп
Понравился пост?
Подписывайтесь на обновления журналаЕсли Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в
VK,
Facebook и
Instagram.