Пару лет назад я сподвиг жену и брата наведаться в феврале в северную Африку, а точнее в Марокко, думая, что погрузимся в колорит, как в песне: "Арабская ноооооочь, волшебный Востооооок, здесь чары и месть, отвага и честь, дворцы и песок." Подпеваете? И стартовой точкой нашего недельного автотрипа в режиме "1 день - 1 город" стал Рабат.
Найденные репортажи уверяли, что в феврале в Марокко не холодно и вообще благодать, а на деле мы постоянно убегали от дождей, правда, в тех городах, где нам в самобытном Марокко реально понравилось гулять, погода будто специально ставила подачу воды из туч на паузу. Добавим сюда своеобразные местные достопримечательности, известную на весь мир неприязнь марокканцев к фотографии, довольно сдержанное гостеприимство - задачка для блогера предстояла не простая. Да и после привычной радушной Юго-Восточной Азии и понятной Европы по приезде я решительно отправил снятые фотографии "в стол", сознательно дав им достаточно отлежаться - до сих пор вышли лишь две короткие и отвлечённые от основного контекста заметки.
В этом путешествии вообще всё могло пойти наперекосяк с самого начала, ещё до вылета. Перед выездом в аэропорт мой брат не мог найти загранпаспорт, а он значился у нас водителем. Я права на тот момент уже получил, но опыт вождения после экзамена был нулевой (таким и остаётся). Турецкие авиалинии любезно согласились зарегистрировать, но обещали порвать посадочный, если брат не успеет, пока они сидят за стойкой ещё минут 10 после окончания регистрации. А я уже, будучи как на иголках, пытался просчитать какие-то варианты без машины: вроде редко, но ходят автобусы; маршрут придётся сократить - а он охватывал и запад, и северо-восток страны; половину отелей придётся отменить с потерей денег... Паспорт нашёлся, и брат взмыленный на такси успел в последний момент.
Что ж, раз фортуна на нашей стороне, действуем согласно первоначальному плану. С пересадкой и ночёвкой в Стамбуле долетаем до Касабланки, там берём маленькую Toyota Auris (или Yaris), осматриваем её уже в темноте и выезжаем в Рабат. В Касабланке ведь из достопримечательностей важных лишь мечеть Хасана II на берегу, зато чтобы потом выехать от неё на междугороднюю трассу, потребовалось бы потерять в пробках часа полтора. Ещё в Питере решили, что если выпадет свободное время, то на пути с северо-востока страны на запад заедем. К тому же снимать её нужно в хорошую солнечную погоду, а прогноз сулил дожди, дожди и ещё раз проливные дожди.
Ближе к ночи, несколько раз заплутав на чересчур одинаковых улочках с названиями на арабском, нашли наш отельчик; входная дверь закрывалась сверху вдобавок массивной решёткой - а мы точно в безопасном районе поселились, совсем рядом же с центром? С утра предательски и противно моросило, и, вооружившись зонтиками, мы отправились изучать Рабат. Мда, жилые дома уже не важно выглядят, а мы ещё до медины не дошли. Это точно столица?
2.
Заходим, что называется, сразу с козырей, то есть с главных достопримечательностей марокканской столицы - руин средневекового минарета и недостроенной мечети, а также мавзолея султана, уместившихся на эспланаде Якуба аль-Мансура. По пути наблюдали, как полиция пыталась взыскать штраф с двух заспанных вагабондов, разбивших палатку в городском парке прямо по соседству с эспланадой. Полицаи на французском до них пытались достучаться, а те в ответ разводили руки и отвечали на английском, что у них, дескать, денег нет на отель или хостел. Удивляют такие беспечные раздолбаи, путешествующие по миру без гроша в кармане.
3.
Дождь продолжал моросить, а после скучноватых и однотипных жилых домов на площади наконец-то появился тот самый колорит, за которым мы в Марокко и пожаловали. Изящная ажурная резьба по камню, орнаменты на плитке, традиционно роскошно оформленные фонтаны. Когда мы выкладывали в инстаграм сторис и фотографии всей этой красоты, то на другом конце сети чувствовали в ответ сплошь восхищения в стиле "арабская ноооооочь, волшебный Востооооок". И невдомёк фолловерам было, что Марокко в силу менталитета и религиозности местных жителей - страна довольно противоречивая. Либо ты сразу же мечтаешь поскорее отсюда уехать и больше никогда не возвращаться, либо мгновенно проникаешься самобытностью и атмосферой и кайфуешь всю поездку. У нас сложилось мнение 50/50, да, наверное, пока рановато в первых постах подводить итоги и делать выводы.
4.
5.
В конце XII столетия халиф Абу Юсуф Якуб аль-Мансур приказал заложить минарет, что стал бы при высоте 86 метров на тот момент самым высоким зданием исламского мира. Минарет, получивший название Башни Хасана, по проекту примыкал к самой большой мечети, созданной в истории мусульманства. Интересно, а в Мекке ему бы такие амбиции простили? Так или иначе, спустя 4 года эмир скончался, а строительство достигавшего в тот момент высоты в 44 минарета заморозили. Детям халифа проект отца не казался делом первостепенной важности, и уже частично оформленная рельефной кирпичной кладкой башня застыла вечным монументом несбывшимся планам Якуба аль-Мансура.
Правда, я не до конца понял по причине отсутствия в свободном доступе информации: после землетрясения 1755го года башня целиком разрушилась и её восстановили или же она стоит с 1199го года и по сей день в первозданном виде? 360 колонн разной высоты рядом с минаретом легко можно принять за военный мемориал жертвам древней битвы, а на самом деле, эти колонны сохранились с тех же времён - являлись то ли частью фундамента, то ли опорами сводам мечети, что так и не удалось воплотить в жизнь. А халиф ведь хотел, чтобы под сводами мечети помещалось всё его войско, поэтому в проект закладывались аж 19 залов и 14 ворот.
6.
Дождь позволял сделать фотографии резных ворот и фонтанов комплекса на эспланаде без туристов, да только получилось всё равно плосковато без игры света и тени. В общем, февраль - не лучший месяц для поездки в Марокко, что бы Вам ни говорили.
7.
8.
В белом мраморной мавзолее с зелёной черепичной крышей, построенном по проекту вьетнамского (неожиданно!) архитектора, покоится прославленный султан Марокко, Мухаммед V. Взошёл он на престол в 1927м году, страна тогда находилась под протекторатом Франции. В 1953м году при поддержке султана началось национальное движение за независимость и выход из-под влияния французов. Тем, разумеется, такой расклад не понравился, и силой султана сослали для начала на Корсику, а потом и вовсе подальше - на остров Мадагаскар.
На роль послушной марионетки поставили дядю свободолюбивого опального правителя - Мухаммеда бен Арафа. Легитимность его власти никто не признал, в результате обстановка в стране ещё больше накалилась и шла к гражданской войне между сторонниками Мухаммеда V и приспешниками французов. Так что пришлось возвращать законного султана из мадагаскарской ссылки, отвалив дяде приличную денежную компенсацию за отречение от престола. Уже в 1956м году Франция и всё мировое сообщество признали независимость Марокко, как государства, объявил о ней сам Мухаммед V на этой самой площади, а заодно и сменил свой статус с султана на короля. Ещё спустя 5 лет он не оправился после перенесённой операции, а следующий король Марокко, правящий до сих пор, получил цифру VI к своему имени Мухаммед - про липового султана-марионетку бен Арафа забыли, как будто бы его вовсе и не существовало.
9.
Саркофаг Мухаммеда V находится уровнем ниже, меня же привлекло богатое убранство интерьера - выполненный из кедра резной потолок с позолотой и стены, украшенные традиционной марокканской мозаикой. Вход в мавзолей охраняют гвардейцы в симпатичных мундирах, однако, памятуя о лютой неприязни всех марокканцев к фотосъёмке, я поначалу снимал так, чтобы ни один человек в кадр не попадал. А то мало ли прибежит с кулаками, будет предъявлять на французском.
10.
11.
12.
Рядом с мавзолеем расположена мечеть, но туда пускают только мусульман. Ещё одна неприятная особенность после дружелюбного Стамбула, где без проблем пускают в мечети - только обувь сними, будь в закрытой одежде. В Марокко религиозные каноны гораздо строже, так что оставалось фрагментарно вкушать арабский колорит в декоре фонтанов и ворот.
13.
Хотелось бы написать побольше и поподробнее, да видимо, искать нужно в источниках на арабском или французском.
14.
15.
Спускаемся на набережную впадающей в Атлантику реки Бу-Регрег и под очередными порывами дождя двигаемся в сторону старинной мавританской Касбы Удайя, цитадели Рабата. Когда-то здесь в гавани бросали якоря пиратские суда, а теперь ютятся редкие рыбацкие лодки и ждут, когда появится возможность урвать часть улова, упитанные чайки.
16.
17.
Заложил крепость в конце XII столетия вышеупомянутый Якуб аль-Мансур из династии Альмохадов, захватив власть над всей долиной реки. Назвали её, однако, в честь разбойничьего племени удайя, что проживали на этих берегах ещё до прихода арабов. По тем же причинам, что и в случае с минаретом и мечетью, цитадель пришла в упадок, достраивали её уже в XVII-XVIII веках пришедшие к власти представители Алауитов, правящие Марокко и по сей день. Визуально с дистанции крепость не сулила ничего с высоким вау-фактором, однако, у марокканцев зачастую за неприглядными стенами скрываются очень богатые интерьеры, и, плутая по узким проулкам легко наткнуться на средневековое медресе или вход в мечеть с тонкой резьбой по камню или дереву.
18.
Зашли мы явно не с центрального входа, раз я не нашёл среди снимков фотографии главного портала с вырезанными изображениями животных, что строили ещё при Якуб аль-Мансуре. Потому что точно помню, что потом дождь вдруг усилился, и мы начали двигаться в сторону отеля. А внутри касбы - типичный марокканский город с узкими улочками, где на стенах почти нет окон. Ещё и выкрашены в синие и белые цвета, что турагентствами преподносится, как мини-версия Шефшауэна. Дескать, если туда специально не едете, то и тут для инсты фоточки запилите на синем фоне без проблем.
19.
20.
Колорита на двоечку, особенно, если видел фотографии из Шефшауэна и не хочешь довольствоваться демо-версией, созданной для привлечения туристов.
21.
22.
Одна радость - с бастионов Касба Удайя открываются виды на Атлантику. Справа - соседний город Сале, отделённый от Рабата руслом реки Бу-Регрег.
23.
Виды не самые выдающиеся, пусть и чувствуется в пене волн океанская мощь. Если бы не противный дождь, наверное, бы спустились к пляжу и дошли до маяка. Хотя честно, не впечатляет, уж простите, марокканцы. Да и должно ли впечатлять?
24.
Февраль, а водах Атлантики меж волнорезов тренировались сёрферы. Есть у меня один товарищ, чокнутый на этой тематике - все отпуска проводит на сёрф-спотах в разных частях мира. Занесло его и в Марокко, тоже зимой. Сетовал на слабую организацию, не самое лучшее питание. В общем, не Бали и не Шри-Ланка.
25.
Нет, дождёмся 50 оттенков синего по-настоящему, в Шефшауэне. На территории Касбы работает музей марокканского искусства, а также Андалузский сад, но ограниченное время на прогулку и режим "1 день - 1 город" не давали возможности тратить время на не шибко обязательные активности. Ещё планировалось успеть качественно пообедать, заехать в одно уникальное местечко в Рабате, а потом уже пилить 150 км до следующего города, Мекнеса.
26.
27.
Путь до отеля решили сократить через прорезающую по прямой медину, т.е. старый город, торговую улочку. В Азии я бы там жанровых фотографий наделал, а тут люди неприветливо косились на зеркалку. В целом, Рабат сразу обозначил плюс-минус, что будут представлять из себя марокканские достопримечательности - резные ворота в ограждающей старый город крепостной стене, торчащие иглы минаретов; и лишь подробные карты или проводник в лабиринте медины выведет тебя к какому-нибудь старому медресе или мечети, а там уж не факт, что позволят внутрь одним глазком заглянуть.
28.
29.
Пора прыгать в маленькую Тойоту, а тут дождь, как назло, закончился, и над мединой блеснула небесная синева. Как и любой другой город, Рабат в такую погоду стал резко более привлекательным. Настораживали лишь взгляды толп местных мужиков, заполонивших столики у чайных, вроде и равнодушные, а вроде и полные подозрения и скептицизма.
30.
Женщин на улицах по минимуму, да и то они спешат быстро по своим делам. И когда мы нашли приличную кафешку, где подавали наваристый густой суп харира, томлёные овощи в глиняных тажинах в комплекте с багетом в лучших французских традициях, официанты там все были мужчинами. Сей нюанс я приметил ещё в самолёте Royal Air Maroc на рейсе из Стамбула в Касабланку. По сравнению с Туркишами сервис - так себе, а когда Ваш корреспондент направился на кухню попросить ещё стакан воды, то увидел игравших в телефоны безучастных стюардов среди срача.
31.
32.
33.
Любимые Варламовым велодорожки жителям Рабата точно не нужны, грузы по старинке возят на телегах, зато есть трамвай. В общем, урбанизация потихоньку идёт.
34.
35.
Покружив ещё немного с глючившим навигатором по улочкам Рабата и проехав мимо королевского дворца, мы отправились осматривать древний некрополь, лишь ради него стоило бы заглянуть в столицу. Keep it locked!
Другие посты о Марокко:
Волюбилис - щедрый древнеримский город
Стрит-арт Марокко
Понравился пост?
Подписывайтесь на обновления журналаЕсли Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в
VK,
Facebook и
Instagram.