Лето в Рио-де-Жанейро - это не только жара и карнавал, но и периодические затяжные дожди. Вместо обзорных площадок на Сахарной Голове и у статуи Христа-Искупителя и вместо купания на Копакобане туристу можно, к примеру, скоротать время в "Музее Будущего", португальской королевской библиотеке и посмотреть самый большой мурал в мире.
Рио-де-Жанейро должен был стать своеобразной вишенкой на торте, ярким финальным аккордом трёхнедельного насыщенного и активного путешествия по Южной Америке, однако не в первый раз погода заставила перекраивать изначальные планы, а в данном случае существенно повлияла на восприятие города вечной самбы. Ввиду явно повышенной криминальной обстановки в городе Бога, хрустальной мечте Остапа Бендера, в Рио я намеревался за полтора дня посетить основные туристические места, передвигаясь между ними на Убере или такси. Забраться к Христу или лучше на Сахарную Голову на закате и увидеть тот самый открыточный вид, непременно доехать в порт к Олимпийскому муралу, посмотреть снаружи на футуристичное здание музея по проекту Сантьяго Калатрава, а по центру прогуляться во второй день с утра в рамках free walking тура за донейшен и увидеть лестницу Селарона, акведук, кафедральный собор и другие архитектурные достопримечательности. Но проснувшись в отеле на второй линии Копакобаны, я увидел затянутые облаками холмы Рио, а по прогнозу до вечера обещали непрерывный дождь.
Обзорную площадку пришлось сразу же исключить из повестки дня, как и купание на опустевшей Копакобане, да и после Патагонии ко всем must see местам с избыточным скоплением людей возникло небольшое отторжение. Гулять в дождевиках - так себе удовольствие, к тому же Рио - тот город, где приходится держать ухо востро, чтобы не расстаться с ценными вещами на ровном месте. Сменив карту памяти и запрятав второй объектив, паспорта и деньги в отельный сейф, мы на Убере выехали к порту, чтобы посмотреть на знаменитый мурал и зайти в "Музей Будущего", а дальше уже решили действовать по ситуации и в зависимости от оставшегося времени и погодных условий.
Мурал "Etnias" нарисовал к летней Олимпиаде 2016го года на стене одного из бывших портовых складов бразилец Eduardo Kobra. Общая площадь рисунка достигает 3000 квадратных метров, что сделало его официально, с внесением в Книгу Рекордов Гиннесса, самым большим муралом в мире; приятно, что ещё и очень качественным. Второе название мурала - "Todos Somos Um", что можно перевести, как "мы все едины". Художник изобразил 5 портретов представителей разных племён и народностей с 5 континентов.
2.
Для мурала было использовано 1800 литров белой краски, 700 литров цветной краски и 3000 баллончиков. Kobra с помощниками работал над рисунком по 12 часов в день в течение двух месяцев. Успешность проекта очевидна - мне пришлось долго ждать, чтобы сфотографировать каждый портрет без селфящихся на их фоне туристов. Портрет мурси самый популярный - там я просто не дождался. Цвета за 4 года на ярком солнце значительно потускнели по сравнению с тем, что я видел ранее в сети.
3.
4.
5.
Район порта в последние годы проходит джентрификацию, здесь открылись несколько музеев. Около центральной площади района, Praça Mauá, расположен музей искусства Рио-де-Жанейро - MAR (Museum of Art of Rio), он занимает два соседних здания: старинный эклектичный дворец и получившее архитектурную премию современное здание с крышей в виде мятого листа бумаги.
6.
В MAR, в принципе, тоже можно скоротать несколько часов дождливого дня, а мы встали в длинную очередь на вход в Museu do Amanhã, "Музей Будущего", построенный по проекту известного испанского архитектора Сантьяго Калатрава. Калатрава известен не только ребристыми архитектурными формами в стиле биотек, но и тем, что его проекты через несколько лет начинают требовать доработки и косметического ремонта. При любом складе, космический корабль музея с двумя большими консольными навесами - несомненная доминанта портовой зоны Рио-де-Жанейро.
7.
8.
Калатрава заложил в проект здания энергосберегающие и экологичные технологии. Для системы кондиционирования применяется вода из залива, солнечная энергия аккумулируется с помощью фотоэлектрических панелей, размещённых на подвижных элементах крыши, изменяющих угол наклона в зависимости от направления солнечных лучей.
9.
"Музей Будущего" открылся в декабре 2015го года, и в первые же выходные его посетили более 25400 посетителей. Основная тема постоянной экспозиции, разделённой на 5 модулей: Вселенная, становление жизни на Земле и как человечество стремительно изменяет облик и экосистемы нашей планеты, почти не задумываясь, к каким последствиям подобные действия могут привести.
10.
В холле под потолком висит трехмерная модель земного шара, где как будто бы в режиме реального времени показываются различные климатические явления, циклоны, антициклоны, направление ветров и т.д.
11.
12.
Музей интересовал меня по большей части в плане архитектуры, дизайнерских решений и наличия всяких интерактивных штуковин, экранов и панелей для посетителей. Как таковых экспонатов в привычном плане в Museu do Amanhã нет, Вы можете потратить кучу времени, пока отстоите очередь в 360° кинотеатр секции "Космос", чтобы увидеть 8-минутный фильм-путешествие через далёкие галактики и субатомный мир элементарных частиц к центру солнца. После очереди на вход мы совсем не были расположены к тому, чтобы ещё час-полтора стоять ради пребывания в мини-планетарии.
13.
14.
В секции "Антропоцен" центральным объектом экспозиции служит своеобразный кинотеатр-Стоунхендж, где демонстрируется фильм с прогнозом, как человечество способно изменить мир в ближайшие 50 лет. Исследователи считают, что за следующие полвека планета испытает больше изменений, чем за предыдущие 10000 лет.
15.
В общем-то, сугубо статистические данные и прогнозы, но засчёт наклонных экранов большие буквы "MORE" давят и воздействуют ещё сильнее. Численность человечества к 2060му году скорее всего достигнет 10 миллиардов, такому количеству людей потребуется всё больше и больше чистой воды, пищи, энергии и других ресурсов. Сможет ли планета продолжать нам это преподносить на блюдечке, когда мы планомерно её уничтожаем? Грете Тунберг бы точно понравилось, но и рядовой турист хоть на секунду, но задумается, однако, не этому рядовому туристу решать глобальные проблемы Земли.
16.
17.
18.
Полюбопытствовав и поигравшись с несколькими интерактивными панелями, интересными больше, на мой взгляд, детям для повышения образованности, мы отправились бродить по коридорам в поисках текучих форм и уникальных архитектурных решений. Не мог же Калатрава только скелетообразным экстерьером ограничиться.
19.
А из постоянной экспозиции наиболее с точки зрения визуальной эстетики запомнилась секция "Мы" и ячеистый "дворец мудрости" с меняющейся подсветкой.
20.
21.
22.
Удивительно, что при таком столпотворении на входе (сложилось впечатление, что из-за дождя все туристы вместо Корковадо и Сахарной Головы ломанулись в "Музей Будущего") внутри музея было достаточно тихо и просторно, за исключением длинной очереди в мини-планетарий.
23.
Несмотря на актуальность и, даже можно сказать, злободневность тематики экспозиции, внутри довольно скучновато. То ли сказалась уже накопившаяся за путешествие усталость, в том числе, и от ярчайших впечатлений и постоянной смены локаций, каждая из которых по эпичности старалась перекрыть предыдущую, то ли ожидания оказались слегка завышенными. По крайней мере, дождь переждали. Перед выходом сделали ещё кружок в поисках интересных интерьерных ракурсов.
24.
25.
26.
Теперь нужно обойти Museu do Amanhã по кругу. Калатрава не был бы Калатравой, если бы не разместил по периметру бассейны.
27.
28.
Ещё в Валенсии
в "Городе Искусств и Наук", построенном по проекту того же архитектора, я плевался, что отражающиеся в водах бассейнов футуристические конструкции приобретают болезненный зелёноватый оттенок, который не искореняется простой естественной обработкой. Здесь абсолютно та же история, ещё и белое небо зрелищности не добавляло.
29.
30.
Оставалось час-полтора до сумерек, дождь перестал лить, и мы направились пешком по оживлённой улице в центр, чтобы ещё хоть что-нибудь увидеть в столь романтизированном нашими соотечественниками после просмотра бразильских сериалов в 90е городе. А в центре Рио сохранилась колониальная и постколониальная архитектура, которую я был бы не прочь заснять, равно как и общих городских кадров понаделать. Но во многих блогах, в том числе и англоязычных, упоминалось, что центр Рио - самое опасное с точки зрения мелкого грабежа место, особенно вечером и в выходные, поэтому я решил не искушать в конце путешествия судьбу и спрятал зеркалку в рюкзак поглубже.
Но парочку мест до того, как прыгнуть в такси и уехать обратно на Копакобану, ещё успели посмотреть, но опять же не все получилось сфотографировать. Португальская королевская библиотека в 2014м году была названа журналом "Time" четвёртой по красоте библиотекой в мире. Внутри там очень инстаграмбл, однако и фасад заслуживает внимания. Неподалёку тусовалась компания сомнительного вида личностей, но я таки сделал пару кадров фасада, созданного в стиле нео-мануэлино по образу монастыря иеронимитов Жеронимуш в Лиссабоне, с посещением которого у меня случился эпик фейл и ради чего я подумываю однажды снова наведаться в столицу Португалии. 4 статуи на фасаде - Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, поэт Луиш де Камоэнс и мореплаватель Педру Алвариш Кабрал.
31.
Библиотеку основали в 1837м году 43 португальских иммигранта, желавших продолжить распространение культуры и литературы для португальских общин, живущих на территории Бразилии. Строительство самого здания началось только в 1880м году. На резных полках находится самое большое за пределами Португалии собрание произведений на португальском языке. Само собой, ведь почти вся остальная Латинская Америка говорит на испанском.
32.
33.
34.
Сделать снимки для инстаграма будет крайне проблематично - подходы к полкам огорожены, а количество людей и в конце рабочего дня не выделит Вам достаточно свободного пространства. Поэтому приходилось задирать камеру вверх над головами.
35.
36.
Сейчас библиотека получает около 6000 новых книг каждый год. А на полках рядом с ними стоят редкие манускрипты XVI века.
37.
38.
39.
Быстро темнело, а до лестницы Селарона идти было довольно далеко, на улицах уже начиналась движуха в честь пятничного вечера, поэтому перед тем, как поймать такси, ещё дошли взглянуть на кафедральный собор и колокольню, немного припозднившись, чтобы попасть внутрь столь минималистичного сооружения.
40.
Утром второго дня я выбрался на крышу отеля немного поснимать окрестности Копакобаны. Сам пляж, кстати, вообще не впечатлил - широкая полоса песка, типичные пляжные лавки с полотенцами и всякой ерундой. С высоты на фотографиях при ярком солнце или на закате, он, действительно, очень выигрышно смотрится, а вот в облачную погоду или дождь, как собственно, и весь остальной город, смотрится абсолютно непримечательно.
41.
Христа-Искупителя с распростёртыми руками периодически было видно на Корковадо и накануне в проливной дождь, и всё равно там наверняка не было отбоя от желающих зачекиниться у одного из символов города.
42.
Главная фишка Рио, придающая ему такой романтический ореал и фотогеничность - уникальный ландшафт. Тут и пляжи, и поросшие джунглями горы, к которым приклеились домики фавел. Никогда не понимал, зачем люди ходят в фавелы? Посмотреть реальную жизнь? Ни на одной фотографии из фавел не видел ничего из ряда вон выходящего, что побудило бы туда непременно направиться.
43.
Отправившись на финальную закупку кофе, какао, шоколада и порошка из ягод асаи, в магазине поболтали с одной бразильской женщиной, первой начавшей разговор. "Как Вам Рио? Очень опасный город, очень. О, Вы из России? Из Санкт-Петербурга?" - и женщина начала делиться впечатлениями о посещении оперы и театров.
44.
Вероятно, когда-нибудь обстоятельства так лягут, что я дам Рио-де-Жанейро второй шанс и сделаю те самые баянистые закатные кадры с вершины Сахарной Головы. Ощущения от Рио остались очень неоднозначные и смазанные, город грязноватый, неряшливый, неаккуратный, где точки притяжения разбросаны хаотично и неоднородно. Гулять в окрестностях Копакобаны и по центру после посещения "Музея Будущего" особо не понравилось, Буэнос-Айрес и даже Монтевидео в этом плане гораздо более интересные, пусть и не такие раскрученные. Либо опять же сказалась дикая и девственная природа Патагонии и Огненной Земли, после которой в крупном городе некоторое время чувствуешь себя чужаком?
45.
Панораму Рио-де-Жанейро я наблюдал из самолёта, вылетевшего из расположенного прямо в городе аэропорта Сантос-Дюмон по направлению в Сан-Паулу, где мы уже пересаживались к Турецким авиалиниям и летели домой со стоп-овером в Стамбуле. Первое путешествие в Южную Америку завершилось. Keep it locked!
Другие посты об этом путешествии:
Парк птиц в Фоз-ду-Игуасу
Водопады Игуасу. С какой стороны лучше?
Ла Бока. Здесь начинался Буэнос-Айрес
Понравился пост?
Подписывайтесь на обновления журналаЕсли Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в
VK,
Facebook и
Instagram.